Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 26 января 2009 года

Версия для печати

Понедельник. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (с 14 января). Прп. Ирина́рха, затворника Ростовского.

Прп. Елеаза́ра А́нзерского.

Со вторника (14 января) на понедельник (13 января) переносится память преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Служба мучеников и преподобных отцов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Иринарха Ростовского в соединении со службой попразднства Богоявления (Б)[81].

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобных, глас тот же: «Преподо́бнии отцы́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, испо́лнити хотя́...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Равноа́нгельное житие́…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская во́инства...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобных на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобных).

По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобных, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святых, глас 8-й: «Блаже́ни есте́...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвеща́ется...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари мучеников и преподобных читаются попеременно. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобных, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь мучеников, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобных; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобных.

О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений

В 2009 году по причине Крещенской отступки:

В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 13 по 18 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (19 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).

В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 20 по 25 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе мучеников), и преподобного, глас 8-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Егда́ услы́шал еси…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, испо́лнити хотя́…» (см. на «Господи, воззвах», в службе мучеников).

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе мучеников). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «По́стника Госпо́дня…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская во́инства…» (см. в службе мучеников).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Зва́нию Госпо́дню…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе мучеников).

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 7-й: «Крест Христо́в…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Иордан струя́ми…» (см. в службе мучеников).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда́ узре́ тя…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем…». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Иринарха…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Богоно́се отче Ирина́рше…».

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи́ освяти́л еси…» (см. в службе мучеников).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Света незаходи́маго...» (см. в службе мучеников).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды)[82]. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче Ирина́рше…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется…» (см. на стиховне утрени, в службе мучеников).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во Иордане крести́выйся...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобного.

О Крещенской отступке апостольских и евангельских чтений

В 2009 году по причине Крещенской отступки:

В седмицу 33-ю по Пятидесятнице (с 13 по 18 января) читаются рядовые чтения 32-й седмицы. В Неделю 33-ю по Пятидесятнице (19 января) читаются воскресные чтения 32-й Недели (о Закхее).

В седмицу 34-ю по Пятидесятнице (с 20 по 25 января) читаются рядовые чтения 33-й седмицы.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во Иордане...».

[81] По этому же образцу может совершаться полиелейная служба прп. Елеазара Анзерского.

[82] Праздничные стиховны утрени из службы мучеников на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».

← предыдущий день   следующий день →