Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 18 марта 2010 года

Версия для печати

Четверг 5-й седмицы.

Мч. Ко́нона Исаврийского. Прмч. Адриа́на Пошехо́нского, Ярославского. Обре́тение мощей блгвв. кнн. Фео́дора Смоле́нского и чад его Дави́да и Константи́на, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября).

Литургия Преждеосвященных Даров.

Служба совершается по Триоди.

Примечание. Служба мч. Ко́нона Исаврийского переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 2 марта).

Накануне в среду вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе́ моя, душе́ моя...».

Примечание. «Повече́рие же глаго́лем ма́лое в ке́ллиях без покло́нов. По Трисвято́м кондак Андре́ева кано́на. Та́кожде и полу́нощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).

Календарные заметки:
Вся служба по Триоди.
На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть - после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть - после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных - кондак «Душе моя…». Блаженны читаются.
Порядок чтений, согласно календарю:

Полунощница без поклонов.

Утреня.

Примечание. «Кле́плет в 4-й час но́щи, и собра́вшимся нам в це́рковь, быва́ет нача́ло от иере́я, по обы́чаю, и глаго́лем: Царю Небесный: Трисвято́е, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Сла́ва, и ны́не, Приидите, поклонимся, и про́чия два псалма́...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец1: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.)

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 7-го). Стихословится 8-я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха, глас 7-й (из приложения Триоди), и читается первая половина ́Жития прп. Марии Египетской2.

Чтец: «Житие́ преподо́бныя ма́тере на́шея Мари́и Еги́петския благослови́, честны́й отче, прочести́».

Иерей: «Ея́же моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».

Чтец: «Аминь». И читает житие.

(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие́ преподо́бныя ма́тере на́шея Мари́и Еги́петския. – Ея́же моли́твами, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».)

По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.

Примечание. «Та́же псало́м 50-й. Пе́сней не стихосло́вим. И а́бие начина́ем вели́кий кано́н ко́сно, и с сокруше́нным се́рдцем и гла́сом, творе́ние свята́го Андре́я Кри́тскаго, Иеросоли́мскаго, глас 6-й. Ирмо́с: Помощник и покровитель: по два́жды. Пото́м тропари́, творя́ще на ки́йждо мета́ния 3, и припева́юще: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ве́домо же бу́ди: Егда́ еди́н лик пое́т, тогда́ други́й твори́т мета́ния, благочи́ния ра́ди» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»).

И тотчас3 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни4.

Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Поми́луй мя, Бо́же, поми́луй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподо́бная ма́ти Мари́е, моли́ Бо́га о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподо́бне о́тче Андре́е, моли́ Бо́га о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются. Обычно читает тропари трипеснца чтец.

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди (апостолов), глас 8-й: «Свети́ла богозра́чная...», «Слава» – ин седален Триоди (апостолов), глас тот же: «Апо́стольская двоенадеся́тице...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижи́маго Бо́га...», и читается ́вторая половина ́Жития прп. Марии Египетской.

По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе́ моя́, душе́ моя́...», и икос, глас тот же: «Христо́во врачевство́...». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й5.

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 7-го; см. в приложении Триоди). («Достойно есть» обычно не поется.)

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими́ гла́сы раб Твои́х...».

«Благо есть» (дважды)6. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стоя́ще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благослове́н...». Молитва: «Небе́сный Царю́...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час7.

1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Зау́тра услы́ши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя...». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воево́де...». Отпуст великий и многолетны.

На 3-м часе – кафизма 9-я. На 6-м часе – кафизма 10-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 11-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя...». Конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).

На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш...» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе́ моя, душе́ моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвята́я Тро́ице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 4 февраля.

На вечерне – кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 1-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды), и Минеи (с 6 марта, мчч. 42-х во Амморе́е), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не рада́й Мене́, Ма́ти...».

Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. «В си́й же четверто́к. Всю слу́жбу пое́м поско́ро, труда́ ра́ди бде́ннаго. Соверша́ется же слу́жба Преждеосвяще́нных, в не́йже приудосто́ившиися причаща́ются Святы́х Христо́вых Та́инств. На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бы́вшаго. Не́цыи же уста́вы разреша́ти то́чию на вино́ попуща́ют, на еле́й же не оставля́ют. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет: на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, в сре́ду Крестопокло́нную, на Вели́кий кано́н и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) я́сти два варе́ния со еле́ем и испива́ти по две ча́ши вина́» (Типикон, гл. 49, «В четверто́к 5-я неде́ли святы́х посто́в», «В си́й же четверто́к»)8.

1 «Иере́й... вхо́дит во святы́й олта́рь, и прие́м кади́льницу, глаго́лет и моли́тву кади́ла. И став пред свято́ю трапе́зою, кади́т крестообра́зно, и возгласи́т: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И нам отвеща́вшим: Аминь. Та́же учине́нный чтец глаго́лет...» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).

2 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «...да обря́щу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте...» до конца, – вторая половина Жития.

3 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не произносится.

4 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545), ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 172–174).

5 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.

6 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору, допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).

7 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.

Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стоя́ще...» – кондак «Душе́ моя...». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...», при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стоя́ще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.

Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы поскору. Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается следующих особенностей:

а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;

б) отмены везде конечного Трисвятого;

в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».

В данных «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.

8 В Триоди Постной (л. 317) указания о посте содержатся в следующей редакции: «На трапе́зе же яди́м еле́й и вино́ пие́м, труда́ ра́ди бде́ннаго. В Студи́тове же Уста́ве повелева́ет су́хо я́сти всю ту́ю неде́лю, па́че ины́х, я́ко дни́е пла́ча суть, а не пра́здника: в сих бо у́бо пе́ти до́лжно есть и Аллилуиа. Во Святы́я же Горы́ Ти́пице разсужда́ет, на святы́х му́ченик 40, на Предте́чевы главы́ Обре́тение, и в сре́ду Крестопокло́нную, и на Вели́кий кано́н, и на Неседа́льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.), я́сти два варе́ния с еле́ем, и испива́ти по две ча́ши вина. Сия́ же назна́меновахом любви́ ва́шей от обои́х, да произволя́яй спасти́ся, благоуго́днейшее пред Бо́гом избира́ет».

← предыдущий день   следующий день →