Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 31 мая 2010 года

Версия для печати

Понедельник. Мч. Феодо́та Анки́рского и мцц. семи дев. Мчч. Петра́, Диони́сия и иже с ними. Аллилуия. Начало Петрова поста.

Примечание. Определяя состав и порядок богослужения седмичных дней малых постов периода пения Октоиха (Рождественского, Петрова и Успенского), Типикон различает дни, когда поется «Бог Господь», и дни, когда поется «Аллилуия». В определенные дни пение «Аллилуия» заменяет собою «Бог Господь», предшествуя пению Троичнов Октоиха (см. Типикон, гл. 51; гл. 48, 14 ноября). В последованиях этих дней сказано: «Аллилуия или тропарь». Но если аллилуйная служба совпадет с субботой или Неделей, то она отменяется (вообще, когда аллилуйная служба совпадает с субботой, то согласно Типикону, гл. 12, 1-е «зри», если святой не имеет тропаря, должна совершаться заупокойная служба, по 13-й главе). Кроме того, аллилуйная служба назначается в первый день Рождественского и Петрова поста. Таким образом, в 2010 году в период Петрова поста аллилуйные службы (по великопостному чину) назначаются Типиконом на 18, 19, 22, 27, 28, 29 мая и 1, 3, 5, 10, 15, 16, 22 июня.

В настоящее время, когда богослужение малых постов ничем не отличается от богослужений седмичных дней периода пения Октоиха, представляется уместным возродить древний устав аллилуйных служб, покаянное содержание которых подготовит молящихся к достойной встрече великих праздников. Пожелание возродить аллилуйные службы периода малых постов было высказано и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вот что говорил в своем докладе один из участников Собора, профессор-литургист священник В. Д. Прилуцкий: «Для усиления значения поста в жизни христианина наш богослужебный строй для постных дней назначает службы, выделяющиеся своими особенностями. Наиболее заметные из них – это пение Аллилуия и поклоны с молитвою Ефрема Сирина. На практике эти особенности блюдутся в отношении лишь великопостного богослужения. Службы других постов у нас ничем уже не отличаются от обычных, хотя по Уставу и эти службы имеют отличия, приближающие их к великопостному богослужению. Нам нигде не приходилось слышать богослужение с Аллилуия и молитвою Ефрема Сирина в будние дни Филиппова, Петровского (и Успенского. – Сост.) постов. Многие даже и не подозревают, почему на некоторые числа ноября и декабря положены первыми стихиры Богородице, и иногда поют эти стихиры, не применяя других положенных по Уставу особенностей для таких служб. И кто знает, не через это ли опущение уставных требований посты Филиппов и Петровский нарушаются у нас с большей легкостью, чем режим великопостный» (см.: Богословские труды. Сб. 34. С. 300).

При аллилуйной службе Литургия не совершается, подобно тому как это бывает в понедельник, вторник и четверг первых шести седмиц Великого поста.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мч. Феодота, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу последней стихиры, от меньших: «Ра́дуйся, Све́та о́блаче...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Арха́нгела Гаврии́ла...».

По Трисвятом – тропарь мучеников (общий), глас 1-й: «Боле́зньми святы́х...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 86). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Чу́до чуде́с...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников (общий), глас 1-й: «Боле́зньми святы́х...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 15, л. 86). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Чу́до чуде́с...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мч. Феодота на 4 и мучеников на 4.

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).

По 3-й песни – седален мч. Феодота, глас 4-й. «Слава» – седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак мч. Феодота, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя...».

По Трисвятом – тропарь мучеников (общий), глас 1-й: «Боле́зньми святы́х...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 86). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Пречи́стая Богоро́дице...».

На часах – тропарь мучеников (общий). Кондак мч. Феодота.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь мучеников (общий); кондак дня, кондак мч. Феодота. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь мучеников (общий); кондак дня, кондак храма, кондак мч. Феодота. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Б. 9-й час – по обычаю.

На вечерне кафизмы нет.

«Господи, воззвах» поется во глас Богородичных стихир Минеи, в данном случае – на глас 1-й.

Примечание. Пение Богородичных стихир Минеи является неотъемлемой принадлежностью аллилуйных служб периода малых постов. Если Богородичные стихиры в рядовой службе Минеи отсутствуют, они заимствуются (как правило, по гласу стихир рядового святого) из других служб Минеи (ср.: Минея, 22 мая). При совершении аллилуйной службы двум малым святым, у каждого из которых есть свои стихиры на «Господи, воззвах», допустимы следующие варианты: 1) пение на «Господи, воззвах» стихир обоих святых на 6 (при этом Богородичные стихиры не поются); 2) пение на «Господи, воззвах» стихир Богородицы (заимствованных из другой службы Минеи) на 3 и стихир первого святого на 3 (стихиры второго святого в таком случае переносятся на хвалитны утрени и поются на 4, с повторением первой стихиры).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Богородицы1, глас 1-й: «Одержи́ми паде́нии...» и др. – 3 (см. в Минее 30 мая, служба прп. Исаакия Далматского), и мч. Феодота, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Нра́вом гнилы́м...» (см. в Минее 30 мая, служба прп. Исаакия Далматского).

Примечание. В данный день возможен также следующий варинт пения стихир на «Господи, воззвах»: мч. Феодота, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу последней стихиры, от меньших: «Ра́дуйся, Све́та о́блаче...».

Входа нет. Читается «Свете Тихий». В воскресенье вечером всегда поется дневной прокимен, глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Господа, вси раби́ Господни», со стихом [в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба, вместо дневного прокимна поется «Аллилуия», во глас 6-й, со стихами из Часослова; накануне первого дня Рождественского поста2 – прокимен дня]. Читается «Сподоби, Господи...». Ектения: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Арха́нгела Гаврии́ла...».

По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» – «Моли́те за ны...» (поклон). «Под Твое благоутро́бие прибегаем...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй...» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благослове́н...». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» с 3 великими поклонами3. Конечное Трисвятое не читается4. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Произносится великий отпуст, поются многолетны.

В Неделю вечера [и накануне 1-го дня Рождественского поста] служится малое повечерие.

Порядок тропарей и кондаков малого повечерия следующий [тропари и кондаки малого повечерия накануне 1-го дня Рождественского поста – при совершении в этот день аллилуйной постовой службы – см. 15 ноября]:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

В храме Архангелов – тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

В храме Предтечи, апостолов и святого – тропарь дневной: «Небесных воинств...», тропарь храма, тропари малого повечерия: «Боже отец наших...», «Иже во всем мире...». «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...».

В конце малого повечерия вместо обычного возгласа: «Молитвами святых отец наших...» произносится – «Боже, уще́дри ны...». После этого возгласа читается молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами). Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная...», и прочее окончание повечерия по обычаю.

Полунощница совершается вседневная с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...» (с 16 поклонами).

На утрене после начального возгласа «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш...» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне». «Прииди́те, поклони́мся...» и псалмы 19-й и 20-й (каждение всего храма). Шестопсалмие, великая ектения, и поем «Аллилуиа» во глас Октоиха, и Троичны гласа (как Великим постом).

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений по кафизмах нет. Седальны Октоиха с Богородичнами их. (В службе этого дня есть кондак мч. Феодота, поэтому мученичен Октоиха поется на своем месте, т. е. в седальнах по 2-м стихословии, и не переносится на 6-ю песнь канона.)

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мч. Феодота на 4 и мучеников на 4.

Примечание. Пение канонов на аллилуйной службе малых постов не отличается от службы с «Бог Господь».

Библейские песни «Господеви поем...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников).

По 3-й песни – седален мч. Феодота, глас 4-й. «Слава» – седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак мч. Феодота, глас 2-й.

Примечание. Если в Минее у святого нет кондака, то на его месте по 6-й песни канона поется мученичен Октоиха (из седальнов по 2-м стихословии)5, который в таком случае в седальнах опускается.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения и светилен Троичен гласа (как Великим постом).

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если при службе двух святых на «Господи, воззвах» пелись стихиры Богородицы на 3 и стихиры первого святого на 3, то стихиры второго святого переносятся на хвалитны утрени и поются на 4 (с повторением первой стихиры). Таким образом, в данный день на хвалитех: стихиры мучеников, глас 4-й – 4 (с «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу последней стихиры, от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь: «В храме стоя́ще...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благослове́н...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами), и тотчас 1-й час.

Примечание. К часам, по Уставу, присоединяются междочасия (в отличие от Великого поста, когда вместо них на часах читаются кафизмы). Кафизм на часах не полагается.

Час 1-й. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Зау́тра услыши глас мой...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Глаголы моя внуши́, Господи...», и тропарь: «Заутра услыши...»; стих 2-й: «Яко к Тебе помолюся, Господи...», и тропарь: «Заутра услыши...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Что Тя нарече́м...». «Стопы́ моя напра́ви...», «Да испо́лнятся уста́ моя...» (читаются без повторений). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», Богородичен: «Преславную Божию Матерь...» [в среду и пяток – Крестобогородичен: «Скоро предвари́...»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей – молитву: «Христе, Свете Истинный...», и начинается междочасие 1-го часа.

Междочасие 1-го часа (см. Следованную Псалтирь): «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Помилуй нас, Господи...», «Слава» – ин тропарь: «Господи, помилуй нас...», «И ныне» – Богородичен: «Милосердия двери...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Две молитвы: 1-я молитва: «Боже Вечный, Безначальный...», 2-я молитва: «Посыла́яй свет...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст. Поются многолетны («Великаго господина...») и по обычаю: «Утвержде́ние на Тя наде́ющихся...». Поется стихира храма, и при пении стихиры бывает исхождение в притвор для заупокойной литии.

Час 3-й. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается), совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небесный...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По прочтении трех псалмов чтец читает тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Сердце чисто сози́жди во мне, Боже...», и тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...»; стих 2-й: «Не отве́ржи мене от Лица Твоего...», и тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная...». «Господь Бог благослове́н...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Благослове́н еси, Христе Боже наш...», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утеше́ние...», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и Предстательство...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны...» (но не «Молитвами святых отец наших...»). Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже Отче Вседержителю...», и начинается междочасие 3-го часа.

Междочасие 3-го часа. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Боже отец наших...», «Слава» – ин тропарь: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Богородичен: «Стена́ необори́мая...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Господи, Боже наш...», и тотчас 6-й час.

6-й час. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в шесты́й день же и час...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Внуши́, Боже, молитву мою...», и тропарь: «Иже в шесты́й день же и час...»; стих 2-й: «Аз к Богу воззва́х...», и тропарь: «Иже в шесты́й день же и час...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не и́мамы дерзновения...». «Скоро да предваря́т ны...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спасение соде́лал еси...», «Слава» – ин тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», «И ныне» – Богородичен: «Милосердия су́щи источник...» [в среду и пяток – Крестобогородичен: «Препрославленна еси...»]. «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...» (но не «Молитвами святых отец наших...»). Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержи́телю...» (см. последование 3-го часа; молитва: «Боже и Господи Сил...» читается на междочасии 6-го часа), и начинается междочасие 6-го часа.

Междочасие 6-го часа. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...», «Слава» – ин тропарь: «Болезньми святых...», «И ныне» – Богородичен: «Молитвами, Господи, всех святых...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Боже и Господи Сил...», и тотчас 9-й час.

9-й час. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец произносит тропарь часа: «Иже в девятый час...». Он же (но не певцы) повторяет этот тропарь просто, без пения. Стих 1-й: «Да прибли́жится молитва моя...», и тропарь: «Иже в девятый час...»; стих 2-й: «Да вни́дет прошение мое...», и тропарь: «Иже в девятый час...», «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Иже нас ра́ди...». «Не преда́ждь нас до конца́...». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Ви́дя разбойник...», «Слава» – ин тропарь: «Посреде́ двою́ разбойнику...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Агнца, и Пастыря...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами, т. к. есть междочасие). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...» (см. последование 3-го часа; молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...» читается на междочасии 9-го часа), и начинается междочасие 9-го часа.

Междочасие 9-го часа. «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и обычные псалмы. По прочтении трех псалмов чтец: «Слава, и ныне». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», тропарь: «Просвети́вый земны́я Крестом...». «Слава» – ин тропарь: «Яко разбойник...», «И ныне» – Крестобогородичен: «Нас ра́ди Распя́таго...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Молитвами святых отец наших...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 3 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Господи Иисусе Христе...», и тотчас изобразительны6.

Изобразительны. «Благослови́, душе́ моя, Господа...». «Слава» – «Хвали, душе́ моя, Господа...», «И ныне» – «Единородный Сыне...», «Во Царствии Твоем...» (без пения). Блаженны гласа (см. Октоих). Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня. «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...» (без пения), «Лик Небесный поет Тя...», «Приступи́те к Нему...», «Лик Небесный...», «Слава» – «Лик святых Ангел и Архангел...», «И ныне» – «Верую во Единаго Бога...», «Осла́би, остави...», «Отче наш». Иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», и кондаки.

Кондаки (в понедельник):

В храме Господском – кондак храма, кондак дневной: «Архистрати́зи Божии...», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы – кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дневной: «Архистратизи Божии...», кондак храма, кондак Минеи (если есть). «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...».

Примечание. Если на утрене кондак святого отсутствовал, то на изобразительных он также не глаголется.

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, уще́дри ны...», и молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвята́я Троице...». «Бу́ди имя Господне...» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 33-й: «Благословлю́ Господа...» (весь до конца). Иерей (или диакон): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст. Поются многолетны.

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

1 Богородичные стихиры обычно входят в состав служб, на которых поется «Аллилуия», и поются первыми. В данном случае, Богородичные стихиры заимствуются (в соответствии с гласом стихир мч. Феодота) из службы прп. Исаакия Далматского (см.: Минея, 30 мая).

2 В 2010 году в первый день Рождественского поста постовое богослужение с «Аллилуия» не совершается (из-за совпадения этого дня с воскресеньем).

3 Три великих поклона полагаются здесь в понедельник (т. е. в воскресенье вечером) и в 1-й день Рождественского поста (т. е. накануне 1-го дня поста вечером); в остальные седмичные дни (вторник – пятница), если случится аллилуйная служба,– 16 поклонов.

4 Конечное Трисвятое отменяется из-за сокращения (с 16-ти до 3-х) количества поклонов. В прочие дни при совершении аллилуйного богослужения конечное Трисвятое произносится.

5 По мнению В. Розанова (см.: его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 490–491), мученичен по 6-й песни канона предваряется стихом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», который также заимствуется из седальнов по 2-м стихословии.

6 Изобразительны, по традиции, совершаются при открытой завесе царских врат.

← предыдущий день   следующий день →