Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 20 февраля 2012 года

Версия для печати

Понедельник сырный. Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Прп. Луки́ Елла́дского.

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»)1.

Служба прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Сретения Господня и службой Триоди (по 10-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся попра́зднство Сре́тения Госпо́дня в понеде́льник, или́ во вто́рник, или́ в четверто́к сы́рныя неде́ли»)2.

Примечание. Служба прп. Луки́ Елла́дского может быть перенесена на повечерие3.

Календарные заметки:
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.
Начиная с этого дня в седмичные дни сырной седмицы к канонам на утрене добавляется трипеснец или канон Триоди.
Порядок чтений, согласно календарю: 3 Ин., 76 зач., I, 1-15.   Лк., 96 зач., XIX, 29-40; XXII, 7-39.

На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне вечерни), и святителя, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На рука́х ста́рческих...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отве́рзется дверь...».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: праздника со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды)4, святителя на 2 («3 стиха на два»)5 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), святителя на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона святителя, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – кондак святителя, глас 3-й; седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя, глас 3-й: «Испо́лнь Ду́ха Боже́ственнаго...», «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Роди́лся еси на земли́...».

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й (см. 2 февраля).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ду́хом во святи́лищи...» (см. 2 февраля). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 2-й – 4 (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне утрени; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость...» (см. там же).

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет...». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость...» (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне утрени).

Примечание. Типикон не уточняет, какая именно стихира праздника должна петься на «И ныне» стиховен утрени. В этом случае можно считать допустимым и повторение стихиры праздника, глас 2-й: «Ра́дуйся, Я́же ра́дость...» (см. 7 февраля, в службе прп. Парфе́ния, еп. Лампсаки́йского, на стиховне утрени), и пение иной стихиры праздника из рядовой службы Минеи 7 февраля (по выбору).

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Отпуст 1-го часа: «Иже во объя́тиих...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 6 (со ирмосом).

На входе – «...во святых Дивен сый...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника, тропарь святителя, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объя́тиих...».

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

1 В седмичные дни попразднства Сретения Господня Октоих не поется. На стиховне вечерни и утрени вместо стихир Минеи поются стихиры Триоди.

2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 455–458.

3 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

4 Устав (см.: Типикон, 2 февраля, 10-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона праздника в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 456–457), в данном случае ирмос канона праздника должен петься дважды.

5 Данное указание Типикона означает, что в каноне святителя во всех песнях (кроме 6-й) первые два тропаря соединяются и поются «за един». В 6-й песни тропари святителя не объединяются в один. Богородичны канона святителя во всех песнях опускаются.

← предыдущий день   следующий день →