Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 14 мая 2012 года

Версия для печати

Понедельник 5-й седмицы по Пасхе. Прор. Иереми́и. Прп. Пафну́тия Бо́ровского.

Прмчч. Афонских Евфи́мия, Игна́тия и Ака́кия. Иконы Божией Матери, именуемой «Неча́янная Радость» (службу зри 9 декабря).

Сщмч. Мака́рия, митр. Киевского. Блгв. Тама́ры, царицы Грузи́нской.

Служба прор. Иереми́и не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Пафну́тия Бо́ровского в соединении со службой Триоди (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Преполови́вшуся пра́зднику...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполови́вшуся...».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» - тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и пророка на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – кондак пророка, глас 3-й; седален пророка, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас тот же (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй...» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику Па́схи...».

«Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Очи́стим помышле́ний сокро́вища...».

По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только Преполовения.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 7-я – 6 (со ирмосом).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь пророка; кондак храма святого. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и пророка.

Апостол и Евангелие – дня и пророка.

Задостойник Пасхи.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди (Преполовения), глас 5-й – 3, и преподобного, глас 2-й и глас 8-й – 5. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику...».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами)1. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 6-й: «Пра́зднику преполови́вшуся ...» (см. на стиховне вечера).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Прему́дрость Сло́во О́тчее...» (см. в седальнах по 2-м стихословии)2. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й: «Го́рняго жела́я...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8-й: «Прему́дрость Сло́во О́тчее...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 4-й: «Нечи́стых помысло́в...»3.

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Воздержа́ния по́том...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Прему́дрость Сло́во О́тчее...» (см. по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Ми́лостиваго Сло́ва...»4. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго...». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче...».

Каноны: праздника Преполовения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Пасхи: «Воскресения день...».

По 3-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения); седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас тот же (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Преполовения: «Ча́шу име́яй...» (см. в среду Преполовения).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени)5, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Преподо́бне о́тче прехва́льне...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Преполови́вшуся пра́зднику Па́схи...» (см. на хвалитех).

Примечание. Если святой полиелейный (и выше), то на хвалитех сначала поются утренние стихиры на стиховне праздника (этого дня) на 3, а потом святого на 3 (при этом хвалитные стихиры дня Триоди оставляются). «Слава» – святого, «И ныне» – праздника. Типикон не дает точных указаний, какое именно песнопение праздника петь на «И ныне», из числа ли хвалитных стихир или со стиховны. Петь можно ту стихиру, из числа хвалитных, которая напечатана на «Слава, и ныне» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник 2-й седмицы Антипасхи на утрени», 18-е «зри»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й.

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки Преполовения и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 7-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я)6 – 4.

Примечание. В службе преподобного в Минее указаны блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Такой вариант, согласно Уставу, возможен (ср.: Типикон, 25 мая), однако при подобном распределении тропарей на блаженнах пропускается рядовая песнь канона праздника (Преполовения).

По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного; кондак храма святого. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак Преполовения.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Задостойник Пасхи.

1 Стиховные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае вовсе не поются.

2 Седальны Триоди по 1-м стихословии, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

3 Пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

4 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Хвалитные стихиры Триоди, принадлежащие системе Октоиха, в данном случае опускаются.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 719.

← предыдущий день   следующий день →