Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 2 мая 2013 года

Версия для печати

Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. Воспоминание Тайной Ве́чери.

Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской.

Утреня.

Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему — около первого часа ночи: «В 7-й час но́щи кле́плет параекклисиа́рх, и собра́вшеся в це́рковь, и сотво́ршу иере́ю нача́ло: Благослове́н Бог наш... начина́ем а́бие по обы́чаю, я́коже писа́ся в четверто́к 5-я неде́ли» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш...». Чтец1: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей — возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся...» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов — обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же. Кафизм нет.

По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподо́битися нам слы́шанию...». Евангелие — Лк., зач. 108, от полу́: «Приближа́шеся праздник опресно́к...» (конец в зач. 109: «По Не́мже идо́ша ученицы́ Его»).

Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается, но сразу канон Триоди, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Се́ченое сече́тся...» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия — ирмос канона.

По 3-й песни — малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езе́ра и исто́чники...». «Слава» — ин седален, глас 3-й: «Смиря́яся за благоутро́бие...», «И ныне» — ин седален, глас 4-й: «Яды́й, Влады́ко...».

По 6-й песни — малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м...», и икос, глас тот же: «Та́йной трапе́зе...».

На 9-й песни — каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й — 4. «Слава, и ныне» — Триоди, глас тот же: «Его́же пропове́да А́гнца Иса́ия...».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю...», возглас: «Яко Бог милости...», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть...»).

Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й — 4 (с особыми припевами). «Слава» — Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти...», «И ныне» — Триоди, глас 5-й: «Тайново́дствуя Твоя́, Го́споди, ученики́...».

«Благо есть» (единожды). По Трисвятом поется тропарь, глас 8-й: «Егда́ сла́внии ученицы́...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...». Возглас: «Яко Милостив...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́...». После Богородична: «Что Тя нарече́м...» — тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Зауше́нный за род человеческий...», «Слава, и ныне» — тот же тропарь. 1-й прокимен (Триоди), глас 1-й: «Да разумеют язы́цы, яко имя Тебе Господь»; стих: «Боже, кто уподо́бится Тебе?», и паримия Триоди (Иеремии). Затем 2-й прокимен (Триоди), глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви, Богу нашему»; стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог, во Изра́или ве́лие имя Его́». Далее чтец: «Стопы́ моя...» (без пения и повторений) и т. д. По Трисвятом — кондак Триоди: «Хлеб прие́м...», и прочее по обычаю (но не как в Великий пост). Отпуст: «Иже за превосходя́щую бла́гость путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же до Креста и погребе́ния снизше́дый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются)2.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко лития́ за упоко́й в притво́ре не быва́ет до Неде́ли Фомины́» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток», 1-е «зри»). Соответственно этому указанию Типикона, во все последующие дни Страстно́й и Пасхальной седмиц не до́лжно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии.

Входные молитвы, по обычаю, священнослужители творят на молитве 9-го часа, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много поминаний, проскомидия может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах»3.

Примечание. «При часе́ же 3-м дне ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, и пое́м часы́ вку́пе, 3-й, 6-й, и 9-й, по обы́чаю про́сто в притво́ре... И Блаже́нны ско́ро без пе́ния...» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).

Часы 3-й, 6-й и 9-й — без кафизм. На часах — тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́...», и кондак: «Хлеб прие́м...». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных. Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный поет Тя...», «Приступи́те к Нему...», «Лик Небесный поет Тя...». «Слава» — «Лик святых Ангел...», «И ныне» — «Верую...», «Осла́би, оста́ви...», «Отче наш», после возгласа: «Яко Твое есть Царство...» — кондак: «Хлеб прие́м...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст.

Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней.

Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «во 8-й час дне», т. е. по-нашему — около 2-х часов пополудни: «Во 8-й час дне ударя́ет параекклисиа́рх, и собра́вшеся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем вече́рню без стихосло́вия. Царю́ Небе́сный: Трисвято́е: Ѓо́споди, поми́луй, 12. Прииди́те, поклони́мся: трижды. И псало́м: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Возглас: «Благословено Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

Примечание. «Та́же Ѓо́споди, воззва́х́ на глас 2-й, поставля́ем стихо́в 10. Свяще́нник же изменя́яй свяще́нническую оде́жду, исхо́дит, и кади́т, и по е́же возврати́тися, твори́т проскоми́дию» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 2-й4 — 10 (каждая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Рожде́ние ехи́днов вои́стинну Иу́да...». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой — для приготовления запасных Святых Даров на весь год.

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми́ мя, Господи, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя»; стих: «Иже помы́слиша непра́вду в сердце весь день», и читается 1-я паримия Триоди (Исхода). 2-й прокимен Триоди, глас 7-й: «Изми́ мя от враг мои́х, Боже, и от востаю́щих на мя изба́ви мя»; стих: «Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние», и читаются оставшиеся две паримии Триоди (Иова и Исаии)5. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...»6. Трисвятое. Прокимен Апостола, глас 7-й: «Кня́зи лю́дстии собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́»; стих: «Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным». Апостол — 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́н разумева́яй на нища и убо́га, в день лют изба́вит его Господь»; стих: «Врази́ мои ре́ша мне злая: когда у́мрет и поги́бнет имя его?»; стих: «Яды́й хле́бы моя, возвели́чи на мя запина́ние». Евангелие (составное) — Мф., зач. 107: «Рече́ Госпо́дь Свои́м ученико́м: ве́сте, яко по двою́ дню Па́сха бу́дет...».

Далее по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо Херувимской песни — «Ве́чери Твоея́ тайныя...» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуия»), третий раз — после перенесения Даров (с «Аллилуия»).

Примечание. «Вме́сто же Херуви́мския пе́сни, пое́м во глас 6-й: В́е́чери Твоея́ ́т́а́йныя: три́жды, ли́ки пременя́ющеся: на коне́чном же Аллилу́иа три́жды» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Задостойник — ирмос 9-й песни канона Великого Четвертка: «Стра́нствия Влады́чня...».

Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да испо́лнятся...» — «Ве́чери Твоея́ тайныя...», «Аллилуия» (трижды).

После «Спаси, Боже, люди Твоя...» поем: «Ви́дехом Свет Истинный...».

Примечание. «В прича́стна же ме́сто пое́м то́йже тропа́рь: Ве́чери Твоея́ та́йныя: И пое́м мно́жицею, до́ндеже причаща́ются бра́тия Боже́ственных Та́ин. И пото́м Аллилу́иа три́жды. И вме́сто, Да испо́лнятся, пое́м то́йже тропа́рь: и Аллилу́иа» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Отпуст краткий: «И́же за превосходя́щую бла́гость...» (святые дня и храма не поминаются).

Примечание. «Та́же вхо́дим в трапе́зу и яди́м варе́ние с еле́ем. Пие́м же и вино́, и и́но сухояде́ние, зане́же пое́тся „Аллилу́ия«. Студи́йския же оби́тели Ти́пик повелева́ет в Вели́кий Святы́й Четверто́к я́сти еди́но варе́ние, и со́чиво, и обваре́н боб, пие́м же и вино́. Святы́я же Горы́ Ти́пик повелева́ет во Святы́й Вели́кий Четверто́к я́сти варе́ния два с еле́ем и вина́ по три ча́ши. И сия́ вся ка́ко разсу́дит настоя́тель, зря свою́ о Христе́ бра́тию произволя́ющу к душеспаси́тельной по́льзе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни — ирмос на катавасию.

По Трисвятом — кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго...» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.

Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером.

1 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (5 апреля).

2 Так по Служебнику. В книге «Службы на каждый день Страстно́й седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Гряды́й Господь на вольную Страсть...», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417).

3 В этом случае входные молитвы совершаются перед началом богослужения.

4 Те же стихиры, что пелись на хвалитех утрени.

5 Во время пения прокимнов царские врата, по традиции, открыты; на чтение паримий царские врата затворяются.

6 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей — возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода "о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»", заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

← предыдущий день   следующий день →