Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 7 марта 2016 года

Версия для печати

Понедельник сырный. Сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского. Обре́тение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля)1. Седмица сырная (масленица) – сплошная.

Прп. Полика́рпа Бря́нского.

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.

Служба сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (А). Приводим также порядок совершения службы Триоди в соединении с полиелейной службой2 блж. Матроны Московской (Б)3.

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»).

Календарные заметки:
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.
Тропарь, кондак и величание блаженной Матроны (см. 19 апреля / 2 мая)
Порядок чтений, согласно календарю: 3 Ин., 76 зач., I, 1-15.   Лк., 96 зач., XIX, 29-40; XXII, 7-39*.
* Если совершается служба в честь обретения мощей блж. Матроны Московской, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 104 зач., XXV, 1-13, а на литургии - дня и блаженной: Гал., 208 зач., III, 23-29. Лк., 33 зач., VII, 36-50.

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и священномученика, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Прегреше́ний пучи́ною...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя...».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Воспита́вшейся во хра́ме...».

Кафизмы 4-я и 5-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й.

По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 1-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й.

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы единожды)4 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия – по 1-й, 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона священномученика, а по 1-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Без се́мене зачала́ еси…».

По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творе́ний...».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии антифоны вседневные.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Примечание. «Ве́́домо же бу́́ди: я́́ко в понеде́́льник сы́́рныя седми́́цы яди́́м два́́жды днем, сыр и я́́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

Б. На вседневной5 вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры блж. Матроны, глас 6-й и глас 2-й – 66. «Слава» – блж. Матроны, глас 6-й: «Днесь торжеству́ет оби́тель…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Вход с кадилом7. Прокимен дня. Паримии блж. Матроны – 3. (Ектения сугубая: «Рцем вси...» не произносится.) «Сподоби, Господи...». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – блж. Матроны, глас 6-й: «Прииди́те, просла́вим…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…»8, или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́...».

По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»9, и отпуст.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла...».

Кафизмы 4-я и 5-я.

По 1-м стихословии малой ектении нет10. Седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ру́це Твои...́».

По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Седален блж. Матроны по 1-м стихословии, глас 8-й: «Мо́щи твоя́...». «Слава» – седален блж. Матроны по 2-м стихословии, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества...», «И ныне» – Богородичен седальна по 2-м стихословии, глас тот же: «При́зри на нас...»11.

Полиелей. Величание блж. Матроны и избранный псалом. Седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ны́не, ра́дуйся...»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Матроны, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блж. Матроны – Мф., зач. 104. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: блж. Матроны на 6 (со ирмосом)12 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)13 и блж. Матроны на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален блж. Матроны, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы14.

На хвалитех стихиры блж. Матроны, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Матроны, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие15. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…» (см. по 50-м псалме)16, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельское сло́во...».

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Вся па́че смы́сла...». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...»17. 1-й час и отпуст.

На часах – тропарь и кондак блж. Матроны.

На Литургии блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Матроны18.

Апостол и Евангелие – дня и блж. Матроны.

Примечание. «Ве́́домо же бу́́ди: я́́ко в понеде́́льник сы́́рныя седми́́цы яди́́м два́́жды днем, сыр и я́́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

1 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года.

2 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380.

3 При совершении богослужения следует руководствоваться указаниями 3-й Марковой главы Типикона под 24 февраля (ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432.

5 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.

6 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри».

7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.

9 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах).

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466.

11 Там же.

12 Устав (см.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри») не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 467), в данном случае ирмос канона блж. Матроны должен петься дважды.

13 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.

14 «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467).

15 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467.

16 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Минея, 24 февраля.

17 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час.

18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 467–468.

← предыдущий день   следующий день →