Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 17 декабря 2016 года

Версия для печати

Суббота. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́.

Свт. Генна́дия, архиеп. Новгородского.

Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары (Б).

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Оте́чество, род, име́ние оста́вивши…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Му́ченицы Госпо́дни…», 2-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», 3-й: «А́ще ка́я доброде́тель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)1. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́...».

По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон великомученицы (глас 2-й) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобного на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 4-й; седален великомученицы, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен великомученицы, светилен преподобного. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученицы, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Страда́льческим ше́ствовавши путе́м…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе́ воплоти́вшагося...».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Вельми́ подвиза́стеся…», 2-й: «Му́ченицы Христо́вы…», 3-й: «Во броня́ ве́ры…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твои́х...».

По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пречи́стая...».

На часах – тропарь великомученицы. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и великомученицы читаются попеременно.

На Литургии блаженны великомученицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак храма, кондак великомученицы, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученицы, тропарь преподобного; кондак великомученицы, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен3 – великомученицы и дня.

Апостол и Евангелие – великомученицы и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры великомученицы, глас 2-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Оте́чество, род, име́ние оста́вивши…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии великомученицы – 3.

На стиховне стихиры великомученицы, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – великомученицы, глас 2-й: «Яко многоце́нное ми́ро…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Все упова́ние мое́…».

По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны великомученицы (по дважды).

Полиелей. Величание великомученицы и избранный псалом. Седален великомученицы по полиелее, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученицы, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев»; стих: «В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых». Евангелие – великомученицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами великому́ченицы…». Стихира великомученицы, глас 6-й: «Оте́чество, род и име́ние оста́вивши…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученицы на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученицы на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – седален великомученицы, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученицы (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры великомученицы, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Страда́льческим ше́ствовавши путе́м…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Никто́же, притека́яй…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь и кондак великомученицы.

На Литургии блаженны великомученицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь великомученицы. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь великомученицы; кондак храма. «Слава» – кондак великомученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен5 – великомученицы и дня6.

Апостол и Евангелие – великомученицы и дня.

1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

3 Причастны великомученицы и дня совпадают.

4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

5 Причастны великомученицы и дня совпадают.

6 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

← предыдущий день   следующий день →