Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 18 августа 2017 года

Версия для печати

Пятница. Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я.

Примечание. С этого дня и до 23 августа (включительно) Октоих не поется (кроме воскресных дней).

Совершается шестеричная служба предпразднства Преображения и мученика Евсигния.

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала).

На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 4-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Прииди́те, взы́дем на го́ру…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «И́же на горе́ Фаво́рстей…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: песни 1-я, 8-я и 9-я – канон предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), трипеснец на 4 и мученика на 4; песни 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я – канон предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «Зако́на и проро́ков…».

По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак предпразднства.

На Литургии блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь предпразднства. «Слава, и ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы – тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» – кондак предпразднства, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак предпразднства.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика (общие) или дня (пятницы).

Примечание. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православный Церкви», с. 370) считает допустимым 5 августа, при отсутствии литургийных чтений святого, петь прокимен, аллилуиарий и причастен общие мученику, поскольку вместе со службой предпразднства Преображения совершалась и служба мч. Евсигния. Согласно мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 393), в предпразднства двунадесятых праздников поются дневные прокимен, аллилуиарий и причастен5.

Апостол и Евангелие – дня и субботы (под зачало)6.

Поется «Достойно есть...».

5 Пение прокимна, аллилуиария и причастна дня седмицы в предпразднства двунадесятых праздников основывается на дореформенной практике, отраженной, в частности, и в старопечатных богослужебных книгах, согласно которым служба предпразднства совершалась вместе со службой Октоиха (за исключением предпразднств Рождества Христова и Богоявления) (ср.: Устав. М., 1610. Л. 817 об.–818; Устав. М., 1634. Л. 146 об.–147; Устав. М., 1641. Л. 760–760 об.).

6 «Апо́стол и Ева́нгелие дне, и у́трешнее под зача́ло» (Типикон, 5 августа).

← предыдущий день   следующий день →