Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 24 февраля 2019 года

Версия для печати

Неделя о блудном сыне. Глас 6-й.

Сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского. Прп. Димитрия Прилу́цкого, Вологодского. Блгв. кн. Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Псковского. Мч. Георгия Софийского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Служба сщмч. Вла́сия, еп. Севасти́йского, поется «в пято́к на повече́рии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).

Календарные заметки:
На утрене к обычным двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й «На реках Вавилонских…». Этот же псалом поется и в два последующих воскресенья.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36–53. Лит. – 1 Кор., 135 зач., VI, 12–20. Лк., 79 зач., XV, 11–32.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 6, и Триоди, глас 1-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коли́ких благ…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава» – Триоди, глас 4-й: «Яко блу́дный сын…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния...».

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Оте́ческаго да́ра…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель...».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Благослове́нную нареки́й...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На река́х Вавило́нских…»40. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и Триоди на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Триоди «Моисейскую песнь…»41.

По 3-й песни – седален Триоди, глас 1-й: «Объя́тия О́тча...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Безневе́стная Чи́стая...».

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 5, и Триоди, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 3 (с припевами своими42). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О́тче Благи́й…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я.

На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди.

На Литургии блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные.

Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне.

Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).

Примечание. «Ве́домо же да есть, я́ко после́дование прилуча́ющихся святы́х в суббо́ту, и в Неде́лю мясопу́стную, пое́тся в мимоше́дших повече́риях. Та́кожде о суббо́те и Неде́ли сыропу́стной твори́м: или́ ка́ко настоя́тель изво́лит, кроме́ а́ще где случи́тся вели́каго свята́го па́мять» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).

40 «Полиеле́й: обы́чныя два псалма́. Припева́ем же к сим и тре́тий псало́м: На река́х Вавило́нских со Аллилу́иею кра́сною» (Типикон, гл. 49-я, «Неде́ля, в ню́же чте́тся свяще́нное и свято́е Ева́нгелие, при́тчи блу́днаго сы́на»).

41 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

42 Припевы к двум последним хвалитным стихирам – обычные воскресные из Октоиха (в Триоди условно указываются инципиты стихов). Стих 1-й: «Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, / не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́»; стих 2-й: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, / пове́м вся чудеса́ Твоя́».

← предыдущий день   следующий день →