Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 8 апреля 2019 года

Версия для печати

Понедельник 5-й седмицы. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гаврии́ла.

Служба совершается по главе Типикона под 26 марта: «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или́ 5-я, или́ 6-я неде́ли посто́в» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы»), а также в соответствии с указаниями, приведенными в Типиконе 26 марта на ряду.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 25 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, праздника, глас 4-й – 4 (см. в Минее 25 марта, в сам день праздника вечером128; первая стихира – дважды), и Архангела, глас 1-й – 3129. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати́ лица Твоего…», со стихами (по обычаю). После исполнения прокимна читается: «Сподоби, Господи…»130. Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…» (см. в Минее 25 марта, на стиховне великой вечерни в сам день праздника)131.

Примечание. При совершении пассии в составе данной вечерни, возможны следующие варианты окончания стиховных стихир: 1) «Слава» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…», «И ныне» – стихира Великого Пятка, глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося…», затем – чинопоследование пассии; 2) «Слава» – стихира Великого Пятка, глас 5-й: «Тебе́, оде́ющагося…», затем – чинопоследование пассии; по окончании последнего песнопения пассии (стихиры Великой Субботы: «Прииди́те, ублажи́м…») – «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Днесь ра́дость благове́щения…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 25 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Марка, еп. Арефуси́йского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта – четверга 5-й седмицы Великого поста).

Примечание. В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повече́рии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] пое́м слу́жбу прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на» (Триодь Постная, «В Неделю [4-ю поста] вечера»). По Типикону же, «слу́жбу Мине́и прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на пое́м во вто́рник [5-й седмицы поста – Сост.] на повече́рии» (Типикон, «В ту́южде Неде́лю [4-ю поста] ве́чера»).

Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы.

В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях132.

Неделя 4-я поста (вечер)

с 29 марта (с четверга 5-й седмицы)

с 19 апреля (с Четверга Светлой седмицы)

Понедельник 5-й седмицы (вечер)

с 31 марта (с субботы 5-й седмицы)

с 20 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)

Вторник 5-й седмицы (вечер)

с 1 апреля (с Недели 5-й поста)

с 29 марта (с четверга 5-й седмицы)

Четверг 5-й седмицы (вечер)133

с 19 апреля (с Четверга Светлой седмицы)

с 31 марта (с субботы 5-й седмицы)

Неделя 5-я поста (вечер)

с 20 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)

с 1 апреля (с Недели 5-й поста)

Понедельник 6-й седмицы (вечер)

с 21 апреля (с Субботы Светлой седмицы)

Вторник 6-й седмицы (вечер)

с 22 апреля (с Недели Фоминой)

Примечание. «Повече́рие ма́лое, без покло́нов, покло́ны от Сла́ва в Вы́шних..., на не́мже глаго́лем кано́н рядовы́й Мине́и» (Типикон, 26 марта, «Ука́з о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще случи́тся отда́ние Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник 4-я или 5-я, или 6-я неде́ли посто́в»)134. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты:

1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января.

2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак Благовещения, глас тот же135.

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 25 февраля).

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 26 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 4-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (см. 26 марта: праздника, глас 6-й, и Архангела, глас 4-й) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон праздника (см. в Минее 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6.

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песни – ирмос 2-го трипеснца Триоди; по 3-й и 6-й песни – ирмос канона Архангела.

По 3-й песни – седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак Архангела, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую»136.

По 9-й песни может петься «Достойно есть»137. Светилен Троичен гласа (в данном случае – 4-го).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й – 4 (см. в Минее 26 марта; первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…» (см. в Минее 26 марта).

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя...».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы, изобразительны и вечерня совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 26 февраля).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «про́чее все пое́м с покло́ны»138.

На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я.

Примечание. «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта).

128 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189–190.

129 Припев «Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный» не глаголется.

130 Ектения сугубая «Рцем вси…» не произносится.

131 Ср.: Типикон, 26 марта, 2-е «зри».

132 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648.

133 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).

134 «Повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на Сла́ва в вы́шних... 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по Честне́йшую... 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: Го́споди и Влады́ко... и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»).

135 Кондак праздника отсутствует на утрене в отдание Благовещения, случившееся в седмичный день св. Четыредесятницы, однако, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 231), на повечерии в день отдания кондак праздника глаголется.

136 Ср.: Типикон, 26 марта, «Указ о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в...».

137 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в отдание Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

138 Поскольку кондак праздника Благовещения отсутствовал на утрене 26 марта, на часах и изобразительных он также не глаголется.

← предыдущий день   следующий день →