Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 21 апреля 2019 года

Версия для печати

Неделя ва́ий (цветоно́сная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.

Апп. Иродио́на, Ага́ва, Асинкри́та, Ру́фа, Фле́гонта, Е́рма и иже с ними. Свт. Ни́фонта, еп. Новгородского.

Прп. Ру́фа, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстну́ю седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46).

Служба совершается только праздника (по Триоди).

Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор…», «Воскресение Христово видевше…») не поются.

Календарные заметки:
На трапезе разрешается рыба.
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 83 зач., XXI, 1–11, 15–17. Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9. Ин., 41 зач., XII, 1–18.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…», «И ныне» – та же стихира.

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи…».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…», «И ныне» – та же стихира.

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди.

Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, оса́нна в вы́шних, и мы Тебе́ вопие́м: благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престо́ле Херуви́мсте…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младе́нец и ссу́щих соверши́л еси хвалу́»; стих: «Го́споди Госпо́дь наш, я́ко чу́дно и́мя Твое́ по всей земли́». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач.). («Воскресение Христово видевше...» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иере́й взем кади́ло, кади́т крестообра́зно» приготовленные заранее ва́ия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ва́ий: «Го́споди Бо́же наш, седя́й на Херуви́мех…». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой11 с произнесением слов: «Освяща́ются ва́ия сия́, окропле́нием воды́ сея́ свяще́нныя, во и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь» (трижды), а потом, на елеопома́зании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христо́с…», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже…», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благода́ть Свята́го Ду́ха…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

Примечание. Согласно уставной традиции, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда́ же целу́ют бра́тия Свято́е Ева́нгелие, приходя́ще покланя́ются игу́мену, и от руку́ его́ взе́млют ва́ия со свеща́ми» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).

Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы канона праздника (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 6-й: «С ве́твьми воспе́вше пре́жде…» (единожды).

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́…». Икос, глас тот же: «Поне́же ада связа́л еси, Безсме́ртне…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и яви́ся нам…» (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Пре́жде шести́ дней Па́схи…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…» (единожды).

Отпуст праздничный: «Иже на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».

На часах – тропарь праздника: «О́бщее воскресе́ние…». «Слава» – ин тропарь праздника: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…». Кондак праздника: «На престо́ле на Небеси́…».

Примечание. «На 1-м часе́ тропа́рь: О́бщее воскресе́ние, Сла́ва: Спогре́бшеся Тебе́... И ны́не, Богоро́дичен часо́в... По Трисвято́м конда́к пра́здника: На престо́ле на Небеси́... и про́чая, и соверше́нный отпу́ст. Та́кожде и на про́чих часе́х. И лити́я быва́ет вне монастыря́» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы.

Антифоны праздника.

Входный стих: «Благослове́н Гряды́й во Имя Госпо́дне; благослови́хом вы из до́му Господня; Бог Господь, и яви́ся нам».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, глас 1-й: «О́бщее воскресе́ние…». «Слава» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием…», «И ныне» – кондак праздника, глас 6-й: «На престо́ле на Небеси́…».

Поется Трисвятое.

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен – праздника.

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…».

Отпуст в конце Литургии – как на утрене.

Примечание. «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).

11 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)

← предыдущий день   следующий день →