Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 16 января 2021 года

Версия для печати

Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

3. Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 18-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)[1]. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й, и канон предпразднства следующего дня (см. в Минее, 4 января, на повечерии), глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба[2] прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (с 4 января)[3].

Примечание. Каноны на повечерии соединяются следующим образом. Песнь 1-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Сеченое сечется...» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры...» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Господь Сый всех...». Песнь 4-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Провидя пророк...» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю...» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Союзом боязни...». Песнь 6-я и песнь 7-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 8-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Глагол мучителев...» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; на катавасию – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «За законы отеческия...». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Душами чистыми...» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Странствия Владычня...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне...» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...».

Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел...», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Всею любовию...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются[5]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда из Иакова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Закона Исполнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец[6]: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Явися славы Отчее Сияние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне...».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме[7] Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак предпразднства, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма. Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен[8] – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония...»; и мученика, глас 7-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него».

Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их...»; и мученика, глас тот же: «Праведник, яко финикс, процветет...».

Апостол и Евангелие – субботы пред Богоявлением и мученика.

Поется «Достойно есть...».

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...»; и мученика: «В память вечную...».

***

[1] В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Свете Тихий... глаголет предстоятель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

[2] О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

[3] Если на повечерие переносится служба прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, канон преподобного поется без ирмосов после канона предпразднства (с повечерия 4 января). На катавасию – ирмосы канона предпразднства (с повечерия 4 января).

[4] На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

[5] За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

[6] По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учиненный брат» (см. Часослов, последование утрени).

[7] Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

[8] См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378.

← предыдущий день   следующий день →