Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 30 января 2021 года

Версия для печати

Прп. Антония Великого

17. Суббота. Прп. Антония Великого.

Прп. Антония Дымского.

Прп. Германа Зосимовского[1].

По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Антония Великого совершается всенощное бдение.

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 8 (две первые стихиры – трижды, третья стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – догматик (приложение 1-е), глас 8-й: «Царь Небесный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево…».

На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный (приложение 1-е), глас тот же: «Безневестная Дево…».

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас 8-й: «Иже нас ради…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас 8-й: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я[2]. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Антония…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[3].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «На Небо текущую…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. приложение 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас 8-й: «Иже нас ради…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь преподобного совершалось всенощное бдение, по входе На Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного (рядовые чтения переносятся на пятницу 16 января).

Примечание. Если в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения):

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня[4].

Апостол и Евангелие – преподобного и дня[5].

***

[1] На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Герману Зосимовскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562179.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/365).

[2] Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

[3] У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

[4] См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

[5] В период пения Октоиха На Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

← предыдущий день   следующий день →