Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 22 февраля 2021 года

Версия для печати

Отдание праздника Сретения Господня. Седмица сплошная
Порядок чтений, согласно календарю:
В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.
На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника.
[1] Если совершается полиелейная служба свт. Тихона, то на утрене читается Евангелие от Иоанна, 36 зач., X, 9–16, а на литургии – чтения дня и святителя: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

9. Понедельник. Отдание праздника Сретения Господня. Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (службу зри 26 сентября)[1]. Седмица сплошная[2].

Мч. Никифора. Обретение мощей свт. Иннокентия, еп. Иркутского (службу зри 26 ноября).

Прп. Панкратия Печерского, в Дальних пещерах. Прпп. Никифора и Геннадия, Важеозерских[3].

Примечание.. «Подобает ведати, яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси» (Типикон, гл. 49, 6-е «зри»).

Совершается славословная служба отдания праздника Сретения Господня (А).

Примечание.. Служба мч. Никифора может быть перенесена на повечерие[4].

Если настоятель изволит совершать полиелейную службу свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, вместе с отданием праздника Сретения Господня, можно руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы в пяток 7-я недели по Пасце, во отдание Вознесения Христова, или в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы» (Б).

А. На вседневной вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех носимый…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст: «Иже во объятиих...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)

1-й лик поет первый припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих»[5], и ирмос: «В законе сени и писаний…».

2-й лик поет второй припев: «Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали», и тот же ирмос.

1-й лик: «Богоносе Симеоне…», и тропарь: «Иже древним…».

2-й лик: «Объемлет руками старец Симеон…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Не старец Мене держит…», и тот же тропарь.

2-й лик: «Клеще таинственная…», и тот же тропарь.

1-й лик: «О дщи Фануилева!..», и тропарь: «Воздал еси мне…».

2-й лик: «Анна целомудренная…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Непостижимо есть…», и тот же тропарь.

2-й лик: «Чистая Голубица…», и тот же тропарь.

1-й лик: «О Христе, всех Царю! Победы на враги...», и тропарь: «Священнолепно исповедашеся…».

2-й лик: «О Христе, всех Царю! Подаждь ми…», и тот же тропарь.

1-й лик: «Трисиятельное и Триипостасное…», и тот же тропарь.

2-й лик: «О Девице Марие!..», и тот же тропарь.

Затем оба лика вместе поют 1-й припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих», и ирмос: «В законе сени и писаний…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

Отпуст: «Иже во объятиих...».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны Изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9-я – 6 (со ирмосом).

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объятиих...».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды), и святителя, глас 6-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Путь девства, нищеты…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Да отверзется дверь Небесная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 7-й (с припевами своими). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Земля Литовская прославися…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Иже на Херувимех носимый…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже во объятиих...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 2-й: «Жезл первосвятительский...», седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Благодарение Богу...». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Приидите, вернии...», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 4-й: «Младенствуеши мене ради...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Вознесох избраннаго от людей Моих»; стих: «Елеем Моим помазах его». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Церковь Божию…».

Каноны[6]: праздника со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих»[7]. К тропарям канона свт. Тихона – припев: «Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас»[8]. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Кровьми святых мученик…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «На руках старческих…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже во объятиих...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны Изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник праздника.

Отпуст: «Иже во объятиих...».


{1} Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2011 года.

{2} В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет. Об особенностях трапезы в среду и пятницу см. примечание ниже.

{3} На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 октября 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прпп. Никифору и Геннадию, Важеозерским. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4645963.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/438).

{4} Ср.: Типикон, 9 февраля, 1-я Маркова глава, «зри»: «Святаго же прилучившагося службу поем на повечерии, или како настоятель изволит». (Ср.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; 3-я Маркова глава.) О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

{5} По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

{6} Ср.: Минея, 21 сентября, служба свт. Димитрия Ростовского.

{7} По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

{8} Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.

← предыдущий день   следующий день →