Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 25 апреля 2021 года

Версия для печати

Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Календарные заметки:
Утр. – Мф., 83 зач., XXI, 1–11, 15–17.
Лит. – Флп., 247 зач., IV, 4–9.
Ин., 41 зач., XII, 1–18.
Порядок чтений, согласно календарю: Литургия св. Иоанна Златоуста.

12. Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим.

Прп. Василия исп., еп. Парийского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Муромская».

Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстную седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46).

Служба совершается только праздника (по Триоди).

Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор…», «Воскресение Христово видевше…») не поются.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благодать Святаго Духа…», «И ныне» – та же стихира.

Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3.

На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Прежде шести дней бытия Пасхи…».

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа…», «И ныне» – та же стихира.

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение…» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди.

Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престоле Херувимсте…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу»; стих: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач.). («Воскресение Христово видевше...» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иерей взем кадило, кадит крестообразно» приготовленные заранее ваия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех…». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой[26] с произнесением слов: «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды), а потом, на елеопомазании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христос…», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже…», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

Примечание. Согласно уставной традиции, Евангелие полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника. «Егда же целуют братия Святое Евангелие, приходяще покланяются игумену, и от руку его вземлют ваия со свещами» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»).

Канон праздника, творение прп. Космы, глас 4-й, на 14 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия – ирмосы канона праздника (по каждой песни).

По 3-й песни – ипакои праздника, глас 6-й: «С ветвьми воспевше прежде…» (единожды).

По 6-й песни – кондак праздника, глас 6-й: «На престоле на Небеси…». Икос, глас тот же: «Понеже ада связал еси, Безсмертне…».

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но ирмос: «Бог Господь, и явися нам…» (и прочее по обычаю). (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни вместо светильна поем на 4-й глас: «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Прежде шести дней Пасхи…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение…» (единожды).

Отпуст праздничный: «Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь праздника: «Общее воскресение…». «Слава» – ин тропарь праздника: «Спогребшеся Тебе крещением…». Кондак праздника: «На престоле на Небеси…».

Примечание. «На 1-м часе тропарь: Общее воскресение, Слава: Спогребшеся Тебе... И ныне, Богородичен часов... По Трисвятом кондак праздника: На престоле на Небеси... и прочая, и совершенный отпуст. Такожде и на прочих часех. И лития бывает вне монастыря» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»).

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

На проскомидии заготовляются три Агнца – для Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы.

Антифоны праздника.

Входный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение…». «Слава» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением…», «И ныне» – кондак праздника, глас 6-й: «На престоле на Небеси…».

Поется Трисвятое.

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, задостойник и причастен – праздника.

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Видехом Свет Истинный…».

Отпуст в конце Литургии – как на утрене.

Примечание. На трапезе разрешается рыба: «На трапезе утешение, ядим рыбы и вино пием, благодаряще Бога» (Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»).



26 Церковный Устав считает, что благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Никаких других действий он не указывает. Но у нас с давних пор вошло в обычай еще окроплять вайи святой водой. (Ср.: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 550.)
← предыдущий день   следующий день →