Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 24 ноября 2021 года

Версия для печати

Среда.

11. Среда. Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды. Прп. Феодора Студита, исповедника. Блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца.

Прп. Мартирия Зеленецкого. Мч. Стефана Дечанского.

Служба мчч. Мины, Виктора, Викентия, мц. Стефаниды и прп. Феодора Студита не имеет праздничного знака[27], совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, чудотворца, в соединении со службой Октоиха (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Паки нам летняя память…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й; стих: «Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь», и стихира мучеников, глас 2-й: «Приидите, любострадальцы…» (см. дополнительную стихиру на стиховне вечерни в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 311). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Видящи Тя...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й[28]. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Агнца, и Пастыря...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Агнца, и Пастыря...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), мучеников на 4 и преподобного на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален мучеников, глас 8-й. «Слава» – седален преподобного, глас 3-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 4-й: «Иже славе...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 91) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен мучеников. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

Примечание. Типикон умалчивает о светильне вмч. Мины: «Якоже солнце...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 95 об.) этот светилен также отсутствует.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Типикон умалчивает о хвалитных стихирах вмч. Мины и прп. Феодора. В Минее синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 96) эти стихиры также отсутствуют.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й; стих: «Воззваша праведнии,/ и Господь услыша их», и стихира мучеников, глас 2-й: «Приидите, вернии…» (см. дополнительную стихиру на стиховне утрени в Минее синодального периода или славник на стиховне вечерни в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 294). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…» (см. славник стиховен утрени в Минее синодального периода или славник на хвалитех в Минее-Ноябрь, ч. 1, с. 312), «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Господи, егда Тя...».

По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Плод чрева Твоего...».

На часах – тропарь мучеников. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и мучеников читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мучеников, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак мучеников, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святых.

Апостол и Евангелие – дня, мучеников и преподобного.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры блаженного, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – блаженного, глас 8-й: «Человече Божий…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры блаженного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – блаженного, глас 6-й: «Рачитель быв, отче…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Радуйся, двере Господня...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блаженного, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Радуйся, двере Господня...».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.

Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется[29]. По 1-м и 2-м стихословии – малые ектении и седальны блаженного (по дважды); по 3-м стихословии – малой ектении нет[30], седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.

Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и блаженного на 6.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален блаженного, глас 8-й. «Слава» – ин седален блаженного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос блаженного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блаженного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры блаженного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блаженного, глас 8-й: «Добродетелей твоих…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими молитву раб Твоих...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блаженного, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Радуйся, двере Господня...».

На часах – тропарь и кондак блаженного.

На Литургии блаженны святого, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блаженного. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блаженного; кондак храма. «Слава» – кондак блаженного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и блаженного.

Апостол и Евангелие – дня и блаженного.



27 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 88–96). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 286–313) значительно изменен и дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом.
28 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Ноябрь. Киев, 1893. Л. 89–89 об.) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...».
29 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
30 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. – Сост.] глаголет сам стихословляяй» (Типикон, гл. 9-я).
← предыдущий день   следующий день →