Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 23 июня 2022 года

Версия для печати

Порядок чтений, согласно календарю:

* По благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 6 ноября 2020 года утвержден список Собора святых Рязанской митрополии.


** Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 25 сентября 2020 года в день Собора Сибирских святых (10/23 июня) совершается празднование, именуемое «Собор святых Тобольской митрополии».

*** Иоанна Тобольского (на утрене и литургии) читаются, если ему совершается служба.

10. Четверг. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Аллилуия.

Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Рязанского (службу зри 3 июля). Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского[1]. Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих[2].

Свт. Павла, митр. Тобольского. Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Тимофея, еп. Прусского) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоанна, митр. Тобольского, в соединении со службой сщмч. Тимофея, еп. Прусского (без праздничного знака) (В).

А. На вечерне кафизма 12-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тьмами, Пречистая, обещахся...».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Аз, Дево Святая...».

По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (дважды; см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и священномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – седален священномученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94).

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Исхити мя, Владычице…».

По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...».

На часах – тропарь и кондак священномученика.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь священномученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак священномученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

Б. Аллилуйная служба сщмч. Тимофея, еп. Прусского, совершается по чину, изложенному 7 июня, с некоторыми особенностями.

На вечерне кафизма 12-я.

Вместо прокимна на вечерне поется «Аллилуия» на 6-й глас, со стихами (см. Часослов).

Окончание вечерни следующее: по Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие прибегаем…» (без поклона), «Господи, помилуй…» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Настоятель или чтец: «Небесный Царю…». Иерей – молитва прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий. Многолетны. Исхождение в притвор, лития о усопших и конечный отпуст.

Совершается великое повечерие, точно так же, как Великим постом, только пение везде заменяется чтением. По «Достойно…» и Трисвятом, как и Великим постом – «Господи Сил, с нами буди…» (пение заменяется чтением). Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – молитву литии: «Владыко Многомилостиве…» (как Великим постом). Обычное прощение и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце этой ектении священник глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

На утрене кафизмы 13-я и 14-я.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском – кондак храма, кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели…», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели…», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели…», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси…», кондак храма. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 4-й – 5, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава» – святителя, глас 7-й: «Святителей украшение…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Мати убо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Святителю Христов Иоанне…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».

Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь и кивот...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоанна…». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподобне отче…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и священномученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак священномученика (общий), глас 4-й: «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94)[3]; седален святителя, глас 6-й. «Слава» – седален священномученика, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тя пристанище, и стену...».

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Днесь святитель Иоанн…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...».

На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь священномученика; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.



1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2017 года был утвержден и рекомендован к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Мисаилу Рязанскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5090885.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/411).
2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы священномученику Митрофану, пресвитеру Пекинскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5731514.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).
3 Кондак священномученика, глас 4-й (общий): «Во святителех благочестно...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 94) в богослужении данного дня (при соединении со службой свт. Иоанна, митр. Тобольского) может быть опущен (ср.: Типикон, 23 июля, служба мчч. Трофима, Феофила и иже с ними). В таком случае, в порядке пения тропарей и кондаков по входе на Литургии на «Славу» должен петься кондак святителя.
← предыдущий день   следующий день →