Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Богослужебные указания за 3 сентября 2023 года

Версия для печати

21. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея.

Мц. Вассы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского (службу зри 19 мая). Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре[1]. Прп. Марфы Дивеевской[2].

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой ап. Фаддея (без праздничного знака) и службой попразднства Успения (по 2-й Марковой главе Типикона под 16 августа: «Аще случится попразднство Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю, кроме праздника Нерукотвореннаго Образа»)[3].

Примечание. Служба мц. Вассы может быть перенесена на повечерие в Неделю вечера[4].

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в Минее 21 августа, на стиховне вечера, без стиховных припевов), и ап. Фаддея, глас 8-й – 3. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Приидите, всемирное успение...» (см. в Минее 21 августа)[5], «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. в Минее 21 августа, на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси Небеснии, воспойте...» (см. в Минее 21 августа, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Девичестии лицы...» (см. в Минее 21 августа, на стиховне вечера).

По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь ап. Фаддея, глас 3-й[6], «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[7].

Непорочны[8] (см. Типикон, гл. 17)[9]. «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и ап. Фаддея на 4.

Библейские песни «Поем Господеви...».

Катавасия Успения: «Преукрашенная Божественною славою...».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й, кондак ап. Фаддея, глас 4-й; седален ап. Фаддея, глас 8-й: «Приступив к Солнцу мысленному...». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Всечестный лик...» (см. в службе ап. Фаддея).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен ап. Фаддея: «Едесу помазан быв светильник...», «И ныне» – светилен праздника: «Оле таин Твоих, Чистая...» (см. в службе ап. Фаддея).

«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и праздника, глас 2-й – 4 (см. в Минее 21 августа, на стиховне утрени, со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси...».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника[10].

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь ап. Фаддея[11]. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 7-я – 4.

На входе: «...Воскресый из мертвых...».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь ап. Фаддея; кондак воскресный. «Слава» – кондак ап. Фаддея, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь ап. Фаддея; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак ап. Фаддея, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий[12] и причастен – воскресные и праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник праздника.

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...».

После Литургии совершается молебен о сохранении творения Божия.

Примечание. 13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил Чин молебного пения о сохранении творения Божия (см. в приложении «Богослужебных указаний»), который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви.


1 Празднование внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2013 года. Священный Синод направил составленное на Святой Горе Афон богослужебное последование в честь данного праздника в Издательство Московской Патриархии для издания. Текст службы размещен на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/279).

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 23–24 сентября 2021 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобной Марфе Дивеевской. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5846670.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/567).

3 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава.

4 Там же.

5 Ср.: Типикон, 16 августа, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783.

6 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 203 об.) указывают тропарь апостола (общий), глас 3-й: «Апостоле святый Фаддее...».

7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века...».

8 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор...». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

9 Ср.: Типикон, 16 августа, 2-я Маркова глава.

10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 277.

11 Там же. С. 275–276.

12 Там же. С. 354–355.

← предыдущий день   следующий день →