Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Преподавание основ научных знаний в духовной школе». Доклад архиепископа Верейского Евгения на XVIII Рождественских чтениях.

«Преподавание основ научных знаний в духовной школе». Доклад архиепископа Верейского Евгения на XVIII Рождественских чтениях.
Версия для печати
27 января 2010 г. 12:20

Архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии, выступил с докладом на втором пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений.

***

Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры!

Мой доклад посвящен вопросам преподавания основ научных знаний в духовных учебных заведениях.

Что такое духовная школа? В чем состоит специфика образовательной деятельности и каковы особенности содержания обучения в этом учебном заведении?

Духовная школа — это особое место. Здесь готовят духовенство, пастырей Церкви, которые совершают богослужения, учат народ Божий истинам веры и благочестия — одним словом, соработают Христу в деле нашего спасения. Совершая свое высокое служение, сами пастыри должны быть образцами веры и благочестия для мирян, поэтому в духовных школах процесс обучения тесно связан с воспитанием. При каждой семинарии есть храм, в котором учащиеся молятся и несут богослужебные послушания. Именно в храме Божием происходит процесс духовного воспитания будущих пастырей. Именно в этом состоит одна из особенностей духовного образования.

В процессе обучения будущие священнослужители получают знания и навыки, необходимые им для будущего служения. Ядро пастырских знаний составляет богословие. С одной стороны, богословием называют совокупность богооткровенных истин о Творце и Его Творении, с другой — это сам способ познания Бога, связанный с жизнью человеческого духа. Самым кратким и, с другой стороны, емким определением богослова — носителя этого знания и этого метода богопознания, стали слова Евагрия Понтийского, которые можно перефразировать следующим образом: «Богослов — тот, кто правильно молится». Богословие тесно связано с духовной жизнью, некоторые даже отождествляют богословие и правильную духовную жизнь, потому что именно на пути избавления от страстей человеку открываются небесные истины.

Кроме богооткровенных богословских истин в духовном учебном заведении преподается и научно-богословское знание, то есть такое знание, которое появляется в результате деятельности рационального мышления. На определенном этапе обучения, в духовной академии, пастырская подготовка получает продолжение в виде специализации в определенной области богословской науки, и на завершающем этапе образования формируется молодой ученый-богослов.

Таким образом, именно богословие в его изначальном, святоотеческом понимании составляет специфику образования в духовной школе. Чем же научное знание отличается от знания богословского и что такое богословская наука?

Само по себе богословие не требует опоры в рациональном мышлении как инструменте познания. Оно самодостаточно, так как является жизнью в Боге. Истины о Боге и Его творении открываются человеку по мере очищения от страстей и приближения к Богу. Богословское знание пронизывает все предметы, преподаваемые в духовных школах. Без богословия не мыслимо изучение Библии, церковной истории, литургики — учебных курсов, которые являются центральными в системе пастырских дисциплин. Сами богооткровенные истины, облеченные в догматические формулировки, а также история богословия являются предметом учебного курса под названием «Догматическое богословие».

Однако, несмотря на самодостаточность богословия как жизни в Духе Святом, потребность в рациональном методе познания и научном знании возникла изначально, одновременно с возникновением христианского богословия. Это произошло по двум причинам. Во-первых, потому что это богооткровенное знание выражалось Святыми Отцами Церкви через понятия, уже разработанные и общепринятые в культуре соответствующей эпохи, и, во-вторых, потому что богословское знание излагалось на языке человеческого общения, грамматическая структура которого связана с рациональным мышлением.

Научно-богословское знание в России традиционно развивалось именно в духовной школе. К концу XIX — началу XX века оно достигло расцвета в духовных академиях. В это время некоторые зарубежные ученые даже изучали русский язык с тем, чтобы в подлиннике читать труды профессоров духовных академий.

Отношение научного и богословского знания всегда вызывало много вопросов и недоумений. Именно поэтому мне придется остановиться на этом вопросе.

Наука характеризуется тремя признаками: 1) особым предметом исследования, 2) особым методом познания и 3) особым характером самого научного знания. Я скажу об этом в сопоставлении с предметом и методом богословия, а также с характером богословского знания.

Предмет научного исследования должен быть доступен человеческим чувствам или моделироваться рациональным способом. Таковыми не могут быть основы бытия. Например, наука не может избрать предметом своего изучения Бога, ангелов, Благодать Божию и Промысел Божий. Богословие, напротив, дает знания именно об основах бытия: о Боге, о Творении, о Боговоплощении, об Искуплении, о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа, о жизни будущего века.

Метод научного познания в корне отличается от познания богословского. Ученый в процессе научного исследования использует мощный инструмент, заложенный в человеческую природу — рациональное мышление, или разум. Этот инструмент работает по своим законам, отступление от которых приводит его в негодность. Законы эти описаны наукой, изучающей рациональное мышление — логикой. Основой богословского познания является созерцание. Здесь действует очень простой принцип: увидел — значит узнал. Подобно тому, как ребенок, впервые увидев мать, знает ее, так и человек, узрев Бога чистыми духовными очами, знает Его.

Научное знание четко разделяется на известное и новое, наблюдается постоянное стремление к расширению поля знания, а в некоторых случаях — даже отказ в свете новых научных открытий от давно известного и уже принятого научным сообществом знания. Богословское знание стабильно и неизменно. Божественные догматы даны изначально, и в истории оттачивались лишь их формулировки, их речевая оболочка. Ереси в истории Церкви рождались как из-за недостатка образованности, так и из-за недостатка духовности, поврежденности в духовной жизни носителя неправого богословского мнения.

Богословская наука синтезировала, соединила богословское созерцание небесных истин и научное изучение текстов, оставленных нам богословами прошедших эпох. Она явилась необходимым инструментом сохранения как Священного Писания, так и Священного Предания Православной Церкви.

Прочему возможно и необходимо применение научных, рациональных инструментов в области богословия?

Во-первых, потому что существует большой корпус текстов богословского, литургического, церковно-канонического, церковно-исторического содержания, который допускает изучение методами науки. Во-вторых, понимание содержания этих текстов невозможно без опоры на систему понятий, существовавших в культуре соответствующей эпохи. В-третьих, история Церкви тесно связана с историей человеческих сообществ и отражена во множестве исторических документов, которые также требуют изучения.

Таким образом, объектом изучения богословской науки являются 1) тексты и 2) различные артефакты — предметы, появившиеся в результате деятельности человека (документы, археологические находки, храмы, предметы церковной утвари и другое). Из вышесказанного понятно, что главными научными областями, востребованными богословием, являются филология, философия и история. Без тесной кооперации ученых-богословов, филологов, философов и историков невозможно плодотворное развитие богословской науки, и, следовательно, высшего духовного образования.

Что дает богословию филология? Знание древних и новых языков, владение методами филологического анализа текста является необходимым инструментом ученого-богослова. Филологический анализ текста предполагает не только лингвистический аспект. Филология выработала комплекс подходов к содержательной стороне текста, здесь филологический анализ вплотную подходит к богословскому. Кроме того, изучение филологических дисциплин дает будущему священнику углубленные навыки устной и письменной речи, расширяет его культурный кругозор. О важности этой научной области в семинарском преподавании говорит тот факт, что речь является одним из основных инструментов священнослужителя — это и богослужение, и проповедь, и пастырская беседа.

Базовые знания по грамматике, стилистике и риторике преподаются студентам духовных школ в курсах «Русский язык и культура речи» и «Риторика». Курс гомилетики, включающий теорию и историю проповеди, а также практические занятия по произнесению проповедей, во многом опираются на эти базовые знания. Одновременно с изучением русского языка читается курс церковнославянского языка, в котором будущие пастыри получают более глубокое понимание языка православного богослужения — поистине национального сокровища, сохраненного Русской Православной Церковью. На ступени богословской специализации в духовной академии читается курс «Введение в общее и сравнительно-историческое языкознание».

Со второго года обучения в семинарии начинается изучение древних языков: латинского и древнегреческого. Древние языки преподаются в духовных школах как языки Библии и творений Святых Отцов. Именно библеистика и патрология представляют собой наиболее плотный сплав богословия и филологии. В академии в рамках специализации по библеистике преподаются древнееврейский и арамейский языки, которые позволяют читать Библию на языке оригинала. Особый курс посвящен памятникам древнееврейской палеографии.

Новые европейские языки: английский, немецкий, французский, преподаются в течение всех лет обучения. Спецификой их преподавания является обучение чтению научно-богословских текстов на этих языках.

Какое значение имеет философия в преподавании богословия? Философию называют служанкой богословия. Это средневековое схоластическое определение, которое пришло к нам с Запада и которое и богословы, и философы вспоминают с доброй долей иронии, — слишком дистанцирует богословие и философию. Я бы сказал, что философия является единоутробной сестрой богословия, а не служанкой. И вот почему. В XIX и XX веках сами философы иногда лишали философию статуса научного знания, потому что предметом изучения в философии являются начала бытия, которые познаются средствами рационального мышления, носят умопостигаемый характер. Двойственность философии заключается именно в том, что она к невидимому, мысленному предмету применяет научный, рациональный метод познания. Здесь же заключена точка соприкосновения философии и богословия: они имеют один предмет познания, а именно — изучают начала бытия.

Философия сформулировала систему понятий, связанных со своим предметом. Эти понятия были восприняты и переосмыслены Отцами Церкви в качестве рационального инструмента для описания божественных истин. В этом смысле философия может рассматриваться как «служанка богословия». Кроме того, философия позволяет описать законы и основные формы рационального мышления. В этой связи необходимо подчеркнуть значение преподавания логики в духовной школе.

Учебные планы некоторых семинарий предполагают преподавание логики как отдельного учебного курса. В Московской духовной семинарии основы логики преподаются в курсе Риторики как теория аргументации.

Философия в семинарии изучается в течение трех лет обучения. Затем читается курс русской религиозной философии. Спецкурсы по философии читаются и на ступени богословской специализации в духовной академии.

Как ни парадоксально, но наряду с богословской оценкой при изучении отличных от Православия христианских конфессий, сект и расколов, иных религий применяются и методы религоведения. Значительная религоведческая составляющая имеется в курсах сравнительного богословия, изучающего католичество и протестантизм, сектоведения и истории религий. Курс религоведения читается в рамках богословской специализации в духовной академии.

История — одна из наиболее востребованных в духовном образовании научных областей. Исторический метод широко применяется в преподавании научно-богословских дисциплин: это и догматическое богословие, и патрология, и библеистика. Невозможно представить себе изучение Библии без знания истории библейских стран и исторической географии. В академии преподается архивоведение и методика работы с архивными документами, историография Церковной истории.

В духовных учебных заведениях преподаются следующие вспомогательные по отношению к церковно-историческим дисциплинам курсы: «Истории России», «История древнего мира», «История Европы».

Церковно-исторические предметы разделяются на курс истории Русской Церкви, который преподается в течение двух лет обучения, и курс общей церковной истории, который получает детализацию в курсах истории Поместных Православных Церквей и византологии. История католичества и протестантизма преподается в курсе сравнительного богословия.

Естественнонаучные дисциплины изучаются в курсе основного богословия в разделе естественнонаучной апологетики. В некоторых семинариях читается отдельный курс «Естественнонаучная апологетика», в котором привлекаются сведения из математики и естественных наук (физики, химии и биологии). Без сведений из астрономии невозможно обойтись в преподавании церковного календаря, библейской и церковно-исторической хронологии.

И наконец, необходимо упомянуть юриспруденцию в связи с преподаванием Канонического права и современного законодательства о религии в курсе «Правовые основы деятельности прихода»; социологию и психологию в связи с преподаванием миссиологии и основ социального служения Церкви; педагогику в связи с подготовкой в духовной школе преподавателей богословских дисциплин, которые должны знать особенности методики преподавания своего предмета. Да и каждому пастырю неплохо знать основы возрастной психологии.

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах развития научно-богословской составляющей в учебных планах духовных учебных заведений. В соответствии с тремя этапами образовательной деятельности, которые в настоящее время складываются в духовной школе (на первом этапе — подготовка священнослужителя, на втором этапе — специализация в определенной научно-богословской области, подготовка преподавателя соответствующей дисциплины, на третьем этапе — подготовка исследователя-богослова) представляется целесообразным организовать чтение цикла из трех курсов, в которых излагается методика научной работы. Для первого образовательного уровня, на котором готовятся священнослужители, представляется целесообразным ввести курс «Правила написания квалификационной работы». Для второго образовательного уровня, на котором учащиеся проходят специализацию в различных областях богословской науки, включая церковную историю, необходим курс «Основы научно-исследовательской работы». Для третьего образовательного уровня, на котором происходит подготовка молодого ученого-богослова, возможен курс, параллельный по замыслу курсу «История и методология науки» в светской аспирантуре. Этот курс должен заострять внимание слушателей на истории и методологии богословской науки и церковной истории.

Учебные планы духовных школ построены таким образом, чтобы, с одной стороны, дать будущему священнослужителю все необходимое для пастырской деятельности в современных условиях, с другой — подготовить для Церкви в среде церковной иерархии ученого-богослова. Для достижения этой цели необходимо не забывать, что главным является духовная жизнь, способность к молитве, знание вероучения Церкви и Священного Писания, практической литургики, гомилетики. И к этим богословским знаниям и духовным навыкам прилагается вспомогательный инструмент — разработанный наукой понятийный аппарат и методы рационального познания.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба МДА/Патриархия.ru

Материалы по теме

Екатеринодарская духовная семинария получила государственную аккредитацию на ведение образовательной деятельности по программе «Теология» (бакалавриат)

Утвержден состав редакционного совета научного журнала «Богослов»

Патриаршее поздравление наместнику Николо-Угрешского ставропигиального монастыря игумену Мефодию (Зинковскому) с 25-летием монашеского пострига [Патриарх : Приветствия и обращения]

Патриаршее поздравление епископу Сергиево-Посадскому Кириллу с 25-летием монашеского пострига [Патриарх : Приветствия и обращения]

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом» прошел в ОВЦС

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»