Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Современное состояние и перспективы развития духовного образования в Белоруссии». Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета на XVIII Международных Рождественских чтениях.

«Современное состояние и перспективы развития духовного образования в Белоруссии». Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета на XVIII Международных Рождественских чтениях.
Версия для печати
27 января 2010 г. 20:06

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Белоруссии, выступил 26 января на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях с докладом «Современное состояние и перспективы развития духовного образования в Белоруссии».

***

Ваше Святейшество! Досточтимые участники Рождественских чтений, преосвященные архипастыри, пастыри, монашествующие, братья и сестры!

Все вместе мы пребываем в лоне единой Матери-Церкви... И одновременно мы являемся гражданами разных государств, многообразных социальных и культурных систем, различных национальных традиций.

Полагаю, на этом форуме нам будет полезно поделиться опытом, которым мы располагаем в деле духовного образования наших соотечественников.

В своем кратком рассказе о современном состоянии и о перспективах развития духовного образования в Беларуси я хотел бы не столько перечислять его формы и достижения, сколько подчеркнуть системность его основ и принципов. При этом речь будет идти не о духовных школах Белорусского экзархата, но о взаимодействии Церкви со светским обществом и с белорусским государством в образовательной сфере.

Начало совместного упорядочения целей и задач просветительской миссии Церкви и национального светского образования было положено в 2002 году принятием Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Именно в то время в многоконфессиональном белорусском обществе закрепилось осознание того, что совершенствование системы регулирования государственно-конфессиональных отношений необходимо направлять к сотрудничеству государства с теми конфессиями, которые исторически традиционны для Белоруссии.

В результате сегодня система духовного образования зиждется на статьях Конституции Республики Беларусь и на положениях Законов белорусского государства «Об образовании», «О правах ребенка», «О свободе совести и религиозных организациях».

Обретя достаточно твердую почву для совместной работы, Белорусская Православная Церковь и Республика Беларусь заключили в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве. Этот генеральный документ рамочного характера позволил Церкви вместе с министерствами, ведомствами и государственными учреждениями начать разработку предметных программ сотрудничества в тех областях, которые представляют сферу взаимной социальной ответственности.

Подчеркну, что эти программы создавались не только на высших этажах власти, но получали свое деятельное развитие на региональных и местных уровнях. В результате они наполнились конкретными проектами, делами и мероприятиями, за исполнением которых и Церковь, и государство ведут строгий контроль общей и персональной ответственности.

В рамках этого процесса были разработаны Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви: вначале на период с 2004 по 2006, а затем — с 2007 по 2010 годы. На сегодняшний день в высших учебных заведениях Беларуси дисциплина «Религиоведение» является курсом по выбору, который преподается, как правило, в объеме 34 аудиторных часов.

Однако весьма показательно то, что эта дисциплина является обязательной для ряда специальностей исторического, филологического и педагогического профилей в трех ведущих гуманитарных университетах Республики (Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете, Минском государственном лингвистическом университете), а также в Военной академии и в ряде других ВУЗов страны.

Это очень характерная и важная деталь, потому что она помогает понять, насколько живо в обществе и в эшелонах власти понимание того, что именно Православие стало одним из основных факторов формирования белорусской государственности, национальной культуры и исторического менталитета народа. Особо отмечу, что к преподаванию этой дисциплины администрация стремится привлекать именно священнослужителей, представителей нашего духовенства.

Не менее важно и то, что в план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов на 2010 год включены курсы по программе «Традиционные и нетрадиционные конфессии в Беларуси: история и современность». За этим стоят твердые позиции государства, которое отстаивает приоритеты национальной безопасности в вопросах, связанных с сектантской проблематикой.

В общеобразовательных школах православная вера является предметом факультативного курса «Культура и религия». Его программа рассчитана для учащихся 10-11 классов. Среди прочих назову и такие факультативы для старшеклассников, как «Основы религиоведения», «Христианские ценности православной традиции и художественная культура», «История вероисповеданий и религиозных движений в Беларуси» и другие.

Пристальное внимание общественности, и в особенности — молодых родителей привлекает инновационный проект внедрения программ, объединенных под названием «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа». Проект реализуется второй год, и в нем участвуют 10 дошкольных и 9 общеобразовательных учреждений республики; еще 39 учреждений образования вовлечены в него в рамках исследовательской деятельности по этой проблематике.

Интересно, что педагоги самостоятельно сформировали профессиональное республиканское методическое объединение, которое работает над совершенствованием и внедрением в жизнь программы духовно-нравственного воспитания юного поколения на православных традициях не только белорусского Отечества, но всего святорусского наследия.

Нет сомнений в том, что такой всплеск национального интереса к христианскому воспитанию детей тесно связан с реализацией церковно-государственной программы под названием «Семья: единение и любовь». Эта программа имеет форму массовых мероприятий духовного, культурного, просветительского и этнографического содержания. Она в течение минувшего года с большим успехом последовательно проводилась в ряде районов Минской области и теперь вышла на общереспубликанский уровень. Методикой ее организации и проведения заинтересовались наши страны-соседи, и я от всего сердца желаю ей доброго пути по землям единокровных и единоверных народов.

Наконец, мы подошли к такому жизненно важному вопросу, как проблема кадров. Миряне, профессионально подготовленные в области духовного образования, — это ценнейшее достояние Церкви и общества. Для того, чтобы сформировать это достояние и приумножить его, в октябре 2004 года было создано Государственное учреждение образования «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета.

Это — уникальное юридически самостоятельное структурное подразделение ведущего высшего учебного заведения Республики. Решение о его создании принималось в рамках исторической традиции европейских университетов, в которых всегда существовали факультеты теологии.

Основная цель деятельности Института теологии — подготовка специалистов высокой квалификации в областях философской антропологии, теологии и религиоведения. Потребность в таких специалистах объективна: она обусловлена нынешним этапом развития белорусского общества, которое уделяет все больше внимания религиозному осмыслению проблем человека в современном мире.

Студенты Института получают классическое гуманитарное образование в области философии, христианского вероучения и культурологии; они изучают два современных иностранных языка и несколько древних языков из широкого лингвистического спектра.

Особого внимания заслуживает научно-исследовательская деятельность сотрудников Института. Именно ими в сотрудничестве со светскими специалистами разработана концепция теолого-религиоведческого образования в Республике Беларусь, определены его правовые основы, поставлены цели и задачи, утверждены формы и содержание.

На основании этой концепции разработан новый Государственный стандарт по специальности Теология с квалификацией «Теолог-религиовед, преподаватель этики, эстетики и культурологии». Этот Государственный стандарт утвержден Министерством образования Республики Беларусь в апреле 2008 года и введен в действие с 1 сентября того же года.

Кроме того, разработан Типовой учебный план специальности Теология и комплект типовых учебных программ по соответствующим дисциплинам.

Подводя итог сказанному, не могу не подчеркнуть, что создание эффективной системы духовного образования должно преследовать совершенно определенную сверхзадачу, должно стремиться к ясной практической цели.

Эта цель не может быть прописана ни в каких официальных документах... Но без ее достижения все труды могут оказаться тщетными, ибо она — главная.

Это — сознательное, осмысленное и ответственное участие в Церковных таинствах и в богослужении.

Если не ставить перед духовным образованием именно такую сверхзадачу, то в нем не будет просвещения человека Светом Христовой Истины.

Если ограничивать понятие «духовность» узкими рамками интеллектуальной осведомленности, — будет неизбежен кризис мировоззрения.

А это значит, что каждый, кто призван к служению на ниве духовного образования, должен «всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью» своею (Мк. 12:33) следовать заповеди Христа Спасителя: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:32).

Сайт Белорусской Православной Церкви/Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Минский Вениамин принял участие в открытии выставки художников Белоруссии и России «Союзное государство — единство через культуру»

Состоялось наречение архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского, архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского, архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского

Наречение архимандрита Авксентия (Абражея) во епископа Несвижского, архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского, архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского

Слово архимандрита Авксентия (Абражея) при наречении во епископа Несвижского [Приветствия и обращения]

Донская духовная семинария получила право выдавать дипломы государственного образца

Костромская духовная семинария получила лицензию на реализацию образовательной деятельности по направлению подготовки «Теология» (бакалавриат)

В Москве состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации

Екатеринодарская духовная семинария получила государственную аккредитацию на ведение образовательной деятельности по программе «Теология» (бакалавриат)

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»