Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Святейший Патриарх Кирилл: «Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем»

Версия для печати
2 февраля 2010 г. 12:35

«Одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является завершение реформирования системы духовного образования. В решении этой проблемы мы должны исходить из тех целей, которые стоят перед духовным образованием, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви в ходе Архиерейского совещания 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя. — Это, во-первых, подготовка пастырей, и, во-вторых, специалистов в различных областях богословского знания. На первое должны быть нацелены семинарии, а также пастырские и миссионерские факультеты православных университетов, которые обязаны давать базовые богословские знания и воспитывать достойных служителей Церкви. На второе — духовные академии, Общецерковная аспирантура, аспирантуры православных университетов, которые призваны, с одной стороны, давать специальные углубленные знания, а с другой, быть площадкой для научно-исследовательской работы. Кроме того, в обязанность академий и аспирантур также входит подготовка преподавательских кадров для церковных и светских учебных заведений. Свое место в системе духовного образования должны найти факультеты при светских вузах».

Система духовного образования должна стать уважаемым и авторитетным партнером как для российской светской, так и для зарубежной богословской образовательных систем, тогда студенты и преподаватели духовных школ смогут полноценно участвовать в программах академического сотрудничества, что в конечном итоге будет способствовать как успеху миссии Церкви в обществе, так и повышению образовательного уровня внутри самой Церкви, убежден Святейший Владыка.

«Конструктивное партнерство с указанными образовательными системами возможно при согласовании принципов организации духовного образования с так называемой Болонской системой, на которую перешли европейские и российские вузы, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Следствием этого станет, наконец, решение проблемы признания государством нашего богословского образования, а также создание условий для повышения его уровня. Полагаю, что Болонский процесс едва ли может быть принят нами в чистом виде, тем более что сам он предполагает наличие разночтений и учитывает особенности национальных систем образования, а также специфику изучения отдельных предметов. Отечественное богословское образование безусловно имеет свою специфику и свои традиции, которые должны быть учтены, и Болонский процесс предоставляет такую возможность».

Среди конкретных задач реформирования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал необходимость четкой дифференциации семинарского и академического образования: «Семинария должна готовить пастырей со степенью бакалавров. Некоторые семинарии, имеющие больший потенциал, могут предоставлять своим учащимся возможность проходить начальную научную специализацию, получая степень магистра. Академии же и равные им учебные заведения должны стать местом, где готовят специалистов и исследователей по отдельно взятым дисциплинам. Обучение в них должно завершаться написанием полноценных научных исследований».

Подчеркнув, что в семинариях и академиях должны быть усовершенствованы методы преподавания, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Больший упор необходимо делать на самостоятельную работу студентов под контролем и при руководстве со стороны преподавателей; студентов нужно прежде всего "учить учиться", прививать им практические навыки исследовательской работы с текстами, написания собственных текстов, владения методологией научной работы. В семинарии богословское и нравственное формирование воспитанников должно проходить при активном участии преподавателей и классных наставников. В академиях необходимо усилить связь между студентом и научным руководителем».

«К сожалению, все еще имеются случаи, когда окончившие академию, не говоря уже о семинарии, остаются по сути невостребованными и направляются на отдаленные приходы. Думаю, нам надо продумать рациональную систему распределения кадров не только по епархиям, но и внутри епархий, дабы, к примеру, кандидат богословия или выпускник академии был задействован в общеепархиальных проектах или трудился на таком приходе, где существует больше возможностей для использования его знаний», — заявил Предстоятель Русской Церкви.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Ректором Санкт-Петербургской духовной академии назначен иеромонах Силуан (Никитин)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года [Патриарх : Приветствия и обращения]

Индонезийские и филиппинские учащиеся духовных школ Русской Православной Церкви посещают Оптину пустынь

В Финансово-хозяйственном управлении состоялось совещание по вопросам развития Московской духовной академии

Преставился ко Господу митрополит Евлогий (Смирнов)

Назначены и повторно утверждены в должностях ректоры ряда духовных школ Русской Православной Церкви

Духовенство и миряне Сибирского федерального округа обсудили принятый Архиерейским Совещанием документ «Об участии верных в Евхаристии»

Новый документ об участии верных в Евхаристии [Статья]

Об итогах Архиерейского Совещания [Статья]

Временное положение о распределении выпускников духовных учебных заведений [Документы]

Другие новости

Индонезийские и филиппинские учащиеся духовных школ Русской Православной Церкви посещают Оптину пустынь

Учебный комитет провел вебинар, посвященный подготовке церковных специалистов в области приходского просвещения

В Финансово-хозяйственном управлении состоялось совещание по вопросам развития Московской духовной академии

Утверждено новое положение Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации завершил конфессиональную аттестацию в 2019/20 учебном году

Специалисты Синодального отдела по благотворительности организовали серию обучающих семинаров по работе с наркозависимыми

Вышел в свет 58-й том «Православной энциклопедии»

Более 30 специалистов по работе с наркозависимыми завершили специальный обучающий курс ПСТГУ

Синодальный отдел религиозного образования опубликовал актуальный перечень учебников и пособий по Основам православной культуры

А.В. Щипков назначен деканом социально-гуманитарного факультета Российского православного университета