Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Патриаршее слово после Божественной литургии в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках в праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных»

Патриаршее слово после Божественной литургии в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках в праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных»
Версия для печати
20 марта 2010 г. 14:30

20 марта 2010 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) и иконы Божией Матери «Споручница грешных», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в московском храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках. После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка Тихон за добрые слова, которые Вы сказали, за дар, который Вы преподнесли, и выразить глубочайшую радость в связи с возможностью в этом году вместе со всем приходом сего святого и прославленного храма Николы в Хамовниках совершить Божественную литургию в день, когда прославляется икона «Споручница грешных».

В XIX веке в Орловской области возникло почитание образа Божией Матери «Споручница грешных», от которого было получено много исцелений. То был древний образ, и хранился он даже не в храме, а в часовне. Как только начались исцеления обильные, перенесли тот образ в храм, и тысячи и тысячи людей как из самого города Орла и окрестных сел, так и со всей России потекли туда для того, чтобы получить исцеление у Царицы Небесной.

Буквально через два года после начала всенародного почитания образа благочестивые люди заказали точный список с той чудотворной иконы и принесли его в Москву. И случилось чудо Божие — от этого списка начались многочисленные исцеления, излияние мира. Сначала эта икона хранилась в доме благочестивого человека, но потом он посчитал необходимым принести ее в этот храм, и с тех пор она никогда его не покидала.

Какой замечательное название — «Споручница грешных», то есть Та, Которая поручается за грешников. Понятие поручительства — это очень сложное понятие. Оно существует и в человеческом обществе. Поручаются за человека, который должен, и неизвестно, вернет он долг или нет — кто-то берет на себя поручительство. Поручаются за людей, которые вкладывают огромные средства, инвестируют деньги в экономику. Неизвестно, удастся проект или не удастся, но деньги нужно взять в долг. И тогда находится кто-то, отдельный человек или организация, которые поручаются за того, кто берет деньги.

Есть и другие примеры поручительства. Когда человека, нарушившего закон, берут на поруки, поручаются, что он больше не будет совершать опасных для общества деяний. Иногда мы поручаемся за человека, ходатайствуя о том, чтобы его взяли на работу или назначили на какую-то должность. Мы поручаемся перед тем, кто несет ответственность за назначение, что этот человек будет достоин его выбора.

С поручительством связан огромный риск. По разным причинам люди поручаются за других. Иногда это движение сердца, человеческая доброта, снисхождение к оступившемуся. Иногда здесь некий расчет: мол, станет богатым человек, за которого я поручаюсь, и вернет мне все с лихвой. Но в любом случае здесь есть риск, потому что свой авторитет, свое доброе имя люди отдают в залог за того человека, за кого поручаются. Это всегда требует некоего мужества, твердости, решимости; даже в самом этом риске есть некое пренебрежение к собственному благополучию. Таким образом, поручаясь за кого-то, мы как бы отдаем часть своего собственного благополучия.

Чаще всего люди поручаются за других по просьбе тех, за кого нужно поручиться. Нередко эти просьбы очень настойчивые, они исходят иногда не от одного человека, а от целых коллективов. Люди обращаются с просьбой: помогите, поручитесь, он не подведет. И чаще всего поручительства являются ответом на эту просьбу.

В каком же смысле мы можем говорить о поручительстве Божией Матери? В самом прямом смысле слова. Она поручается за нас, грешных людей, пред лицом Божиим, в надежде на то, что мы исправимся, что Ее поручительство не будет посрамлено, что мы будем достойны Ее милости. И Она становится нашей поручительницей пред Богом, ходатаицей о прощении наших грехов, потому что мы Ее об этом просим.

В отличие от земных поручителей, которые могут совершить или не совершить эту милость, поручительство Божией Матери — это нечто постоянное и неизменное, это часть Ее жизни. Божией Матери угодно быть Поручительницей за нас. Она лишь ждет нашей просьбы, нашей молитвы. Наверное, неслучайно такие обильные чудеса проистекают от Ее иконы, которая пребывает в этом святом храме — от образа «Споручница грешных». Эти чудеса являются словно приглашением нам обратиться к Ней и просить Ее о самом главном — не только об исцелении наших недугов, но и о прощении наших грехов. И свидетельствуя о Своем могуществе и силе, Она являет через эту икону великие чудеса, укрепляя нас в нашем стремлении просить Ее быть нашей Споручницей пред лицом Божиим.

Божия Матерь близка нам потому, что Она — Мать нашего Спасителя. Ей был усыновлен апостол и евангелист Иоанн Богослов Ее распятым на кресте Сыном (см. Ин. 19:26-27), и в  его лице Ей была усыновлена вся Церковь, все последователи Господа и Спасителя. У Нее на всех хватает милости и любви, и Она ждет нашей горячей молитвы, чтобы стать нашей Споручницей.

Человек так устроен, что больше всего он думает о самом себе, и даже к Богу обращается в основном с просьбой решить его земные проблемы, будь то болезни, физические или духовные, неудачи на работе, материальные сложности. В этих молитвах нет ничего плохого, ведь Господь нас создал и для этой земной жизни. Здесь, на земле, начинается наша жизнь, переходящая в жизнь вечную, и потому нет ничего неправильного в наших просьбах помочь нам в этой жизни. Но, обращаясь с этими просьбами, мы должны помнить, что главная цель нашего бытия — это жизнь в Боге и с Богом, и здесь, в этой земной жизни, и в жизни вечной. И если что-то мешает нам быть с Богом, то это не наши болезни, и не наше материальное положение, и не наши трудности в карьере — это наши грехи. Вот почему всякое воздыхание к Царице Небесной, всякую просьбу мы должны сопровождать искренней сердечной молитвой, чтобы Она была нашей Споручницей пред лицом Божиим, чтобы Она простерла над нами Свою милость и помогла нам быть в послушании Богу, помогла нам преодолевать и искоренять свои грехи и каяться в них с глубиной и силой сердечной. И верим, что в ответ на это воздыхание Споручница грешных обратит к нам Свою милость и поможет, как Она всегда помогала, и в наших земных человеческих скорбях, что приносим мы к Ее чудотворному образу. Аминь.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником! Покров Царицы Небесной пусть пребывает со всеми нами.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в храме Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии во Владимирском храме в Тушине г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Донском монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове