Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Право меньшинства как двигатель законотворчества

Версия для печати
16 мая 2006 г. 16:44

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин на этой неделе сделал ряд заявлений, вызывающих серьезное недоумение. Лукин высказался категорично против преподавания Основ православной культуры в школах даже в виде факультатива и выступил за проведение в столице шествия содомитов.

Первое заявление В. Лукин опубликовал в своем докладе «Права человека и модернизация российского образования». В этом докладе Уполномоченный по правам человека приводит многократно озвученную аргументацию из арсенала противников введения «Основ православной культуры»: светский характер государства якобы «указывает на недопустимость обязательного преподавания «религиозных предметов» как совокупности знаний и представлений с точки зрения только одной конкретной церкви»; «учащимся государственных и муниципальных школ рассказывать о религиях должны историки, культурологи и религиоведы, а не служители культа»; преподавание религиозных дисциплин в общеобразовательных школах обусловлено тем, что «что на момент принятия закона у религиозных организаций зачастую просто не было необходимых помещений, где можно было проводить религиозное обучение и взрослых, и детей».

Завершается этот перечень аргументов убийственным по своей оригинальности выводом: «Не следует ли в связи с этим подумать о внесении в указанный закон поправок, которые бы исключили преподавание «религиозных предметов» в стенах государственных и муниципальных школ?»

Признаться, слышать подобные предложения из уст государственного чиновника, поставленного на свою должность для наблюдения за надлежащим исполнением законов в области прав человека, чрезвычайно любопытно.

Традиционно деятельность Уполномоченного по правам человека в общественном сознании связана с правозащитной тематикой. В значительной степени это представление соответствует действительности. В Положении об Уполномоченном по правам человека об основной цели всей работы российского омбудсмена сказано следующее: «В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур».

Иными словами, российский омбудсмен призван в своей деятельности помогать государственным органам осуществлять свою работу и реализовывать законы максимально эффективно по отношению к субъекту права — личности. И, обобщая, — по отношению ко всему обществу в целом.

Нет особого смысла опровергать доводы г-на Лукина — за последние годы, в течение которых развивается полемика вокруг преподавания религиозных предметов в школе, все аргументы «за» и «против» неоднократно озвучены, и, как признает сам В. Лукин, «единства мнений относительно целесообразности такой новации пока нет ни в обществе, ни среди представителей российских конфессий».

Но если нет подобного единства, то на каком основании г-н Уполномоченный считает достаточным для разрешения этого спора игнорировать мнение той части общества, которая выступает за введение религиозных дисциплин в общеобразовательной школе? И, стоит признать, не столь уж и незначительной части общества — если принимать во внимание количество православных верующих у нас в стране, пусть даже и по самым скромным оценкам составляющее не менее половины населения?

Позицию Уполномоченного еще более контрастно обозначило другое заявление, опубликованное на этой неделе. В комментарии «Интерфаксу» по поводу перспектив проведения в Москве шествия содомитов В. Лукин заявил, что «формально гомосексуалисты имеют право провести свой парад, но [он]  не понимает, зачем это нужно».

Непонимание это — не более чем лукавая и неуместная попытка «сохранить лицо» в глазах многомиллионной аудитории наших сограждан, в отличие от омбудсмена отлично понимающих, в чем состоит цель организации парада извращенцев.

А еще — это признак беспомощности государственного чиновника далеко не самого низкого ранга перед необходимостью дать правовую и (что не менее важно) нравственную оценку планируемой акции. И выражение «имеют формальное право» в устах всероссийского правозащитника звучит более чем двусмысленно: а в чем, в таком случае, состоит актуальное право тех наших граждан, кто выступает против демонстрации содомитов? Имеют ли они «формальное право» протестовать против готовящегося шествия или могут осуществить свой протест, воспользовавшись «актуальным правом»?

Может ли меньшинство — какое угодно, как его ни называй: сексуальное, религиозное — диктовать свое мнение большинству? Ведь в конечном счете демонстрация содомитов именно для того и организуется, чтобы они добились права на распространение своих «нетрадиционных» взглядов на массовую аудиторию. А распространение взглядов на широкую аудиторию, да еще посредством парадов и демонстраций, иначе как пропагандой не назовешь. Пропагандой разврата, которая оскорбляет религиозные чувства миллионов россиян и в соответствии с законодательством — хоть по формальному, хоть по актуальному праву — требует соответствующего к себе отношения. В том числе и со стороны Уполномоченного по правам человека.

Но, судя по прозвучавшим заявлениям, понятие «большинства» в современной правоприменительной практике правозащитников непопулярно. Более того, когда интересы большинства вступают в конфликт с мнением какого угодно меньшинства, возможны самые причудливые правовые коллизии. Вплоть до изменения законодательства!

Хочется спросить уважаемого Уполномоченного по правам человека в России: имеет ли общество какое-то право на уважение к себе со стороны отдельных личностей, составляющих это общество, или оно должно отказаться от самой возможности называться обществом и превратиться в совокупность индивидов, не связанных друг с другом никакими связями, обязательствами, кроме «формальных прав»?

Исходя из демаршей г-на Лукина, он отказывает нашему обществу в таком праве.

Константин Холодов

Материалы по теме

Вышла в свет научная монография помощника ректора Российского православного университета Василия Щипкова «Генеалогия секулярного дискурса»

Святейший Патриарх Кирилл: Даже будучи светским государством, Россия стремится жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан [Статья]

Святейший Патриарх Кирилл: Важно, чтобы наш народ сохранял свою внутреннюю свободу

Митрополит Владивостокский Владимир выступил с докладом на Приморском межконфессиональном форуме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности [Патриарх : Приветствия и обращения]

Патриарший экзарх Африки совершил Литургию в храме иконы Божией Матери «Знамение» в Габоне

Российский дипломат удостоен Патриаршей награды

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации провел заседание оргкомитета Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Луганскую Народную Республику

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Суд оставил наместника Святогорской лавры митрополита Арсения под стражей еще на два месяца

Международный правозащитный альянс назвал дискриминационным запрет на въезд Сербского Патриарха в Косово

Святейшему Патриарху Порфирию и группе архиереев Сербской Православной Церкви запретили въезд на территорию Косово и Метохии

Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения