Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на учредительном собрании белгородского регионального отделения Всемирного русского народного собора

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на учредительном собрании белгородского регионального отделения Всемирного русского народного собора
Версия для печати
3 мая 2010 г. 10:30

1 мая 2010 г. в овальном зале администрации Белгородской области Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, являющийся главой Всемирного русского народного собора, возглавил учредительное собрание белгородского регионального отделения международной общественной организации «Всемирный русский народный собор».

Уважаемый Евгений Степанович! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Иоанн, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие участники настоящего собрания!

Мы находимся на земле с глубокими историческими традициями. Именно эта земля принадлежала сыновьям святого равноапостольного великого князя Владимира — сначала Мстиславу Храброму, потом Ярославу Мудрому, и стала военным и духовным оплотом древнерусского государства. Здешние крепости — Хотмысль, Белгородье, Холок, Оскол не раз вставали на пути печенегов, половцев, защищая с юга российские земли. Не покорились белгородцы ни монголо-татарам, ни литовским рыцарям, ни войскам Речи Посполитой.

В 1667 году была создана Белгородская епархия, которая простиралась от тульских земель до харьковских просторов и насчитывала более 50 монастырей и более тысячи храмов (это в далеком XVII веке!). А в середине XVIII века история святого Белогорья неразрывно связана с епископом Белгородским и Обоянским Иоасафом, который своими трудами и заботами о православном народе снискал себе любовь и преданность и доныне почитается как небесный покровитель этой земли, освящая и эту землю, и всю Русь нетленными мощами.

На всех непростых поворотах истории XX века белгородцы смогли сберечь великие духовные ценности, завещанные их предками. В Великой Отечественной войне более 200 тысяч белгородцев пали смертью храбрых, и об этом, конечно, никогда нельзя забывать, особенно в преддверии круглых дат, которые мы так торжественно всенародно отмечаем в связи с Победой нашего народа в Великой Отечественной войне. 180 белгородцев стали Героями Советского Союза, 19 — кавалерами ордена Славы. И, наконец, на белгородской земле в июле 1943 года произошел коренной стратегический перелом в Великой Отечественной войне: длившаяся более 50 дней битва была выиграна, что и предопределило окончательную победу нашего народа в этой страшной войне.

И сегодня, как и тысячу лет назад, белгородцы продолжают действовать так, чтобы их жизнь была наполнена духовным и трудовым подвигом. И в данном случае я не произношу дежурную фразу, я просто констатирую тот факт, что здесь, на Белгородской земле, научились очень удачно и правильно сочетать духовное и материальное измерения жизни. В области восстановлены и действуют все сохранившиеся храмы, построены более 150 новых церквей, действуют духовно-просветительские центры и общественные организации, которые занимаются в том числе и социальной деятельностью. Все это позволяет обеспечить солидарность и согласие в обществе, все это положительно влияет на рост рождаемости и укрепление семьи. И хотя мы еще не перешли к восполнению нашего генофонда и уровень рождаемости в общенациональном масштабе еще не превзошел уровень смертности, тем не менее в последние годы отмечается увеличение рождаемости, в том числе и здесь, на Белгородской земле. С этим мы связываем надежду на устойчивую тенденцию, которая приведет к тому, что наши великие просторы, доставшиеся нам от Бога и от наших трудолюбивых предков, будут заселены нашим народом, а не заезжими людьми с чужой культурой и другой верой; что величайшее сокровище — земля наша — будет обрабатываться потомками тех, кто эту землю и присовокупил к великому российскому государству.

Белгородская область — это регион, который во многих отношениях может быть примером для многих других регионов: примером того, как лучше всего строить отношения между светской властью и Церковью; примером того, как руководители должны относиться к запросам и нуждам простых людей, создавая для них достойные условия жизни и труда.

Важно построить такую систему экономики, которая бы обладала способностью возвращать долги нашему народу. Когда смотришь на наших ветеранов, людей, проливавших кровь за Отечество, которые живут в тяжелейших условиях, и понимаешь, что эти герои в своей жизни не видели ничего из того, что видят многие молодые люди, что видят сегодня состоятельные россияне, то понимаешь, какой же неоплатный долг перед всеми этими людьми, вообще перед старшими поколениями. Есть такие случаи и такие обстоятельства, когда, может быть, нужно меньше думать об экономической выгоде, о прагматизме, и строить экономические отношения таким образом, чтобы восстанавливалась историческая справедливость, справедливость по отношению к тем, кто сегодня не имеет возможности в полной мере вкушать те блага, которые стали доступным для очень и очень многих россиян.

Пример того, как сохранять духовные сокровища, оставшиеся нам в наследство от тысячелетней православной Руси, и передавать их будущим поколениям, также дает нам Белгородская земля.

В последние годы Белгород изменился к лучшему — это красивый, современный город, хранящий свое наследие и вместе с тем несущий на себе совершенно характерную печать современного города. Я сейчас проехался вместе с губернатором, мы поговорили о Белгороде, и я выразил ему свое восхищение тем, как выглядит город. И совершенно ясно, что это не потемкинская деревня, что это реальная жизнь — чистый, аккуратный, красивый город, где восстанавливаются старинные здания, строятся храмы, появляются новые современные здания. Я думаю, что это хороший пример того, как должна развиваться, в том числе, и градостроительная политика в нашей стране.

По уровню экономического развития и социальной защищенности граждан Белгородская область является одним из лидеров в общенациональном масштабе. Я также хотел поздравить область с тем, что, несмотря на тяжелые последствия, связанные с годом кризиса, тем не менее возрастает заработная плата, возрастает уровень потребления, люди больше получают и больше тратят. Это объективные цифры, которые свидетельствуют о росте благосостояния тех, кто живет на Белгородской земле.

Еще с 1990-х годов стараниями губернатора и владыки архиепископа в Белгородской области сложилась поистине уникальная ситуация, в которой отношения региональной власти и епархии могут быть описаны как реальное, подлинное соработничество; и плоды этого соработничества мы наблюдаем сегодня воочию. Я только что посетил семинарию: совершенно очевидно, что такое замечательное явление, как Белгородская миссионерская семинария, находящаяся в центре города, наверное, не могло бы состояться без поддержки областной власти, за что я хотел бы также поблагодарить губернатора и владыку.

Плоды этого сотрудничества мы видим также в такой важной сфере, как преподавание Основ православной культуры в средних учебных заведениях. Методики, подходы, опыт, накопленные здесь, стали фундаментом для организации работы в этой области и для введения этого предмета во многих других регионах России. Именно в Белгородской области достигнуты впечатляющие успехи в деле возрождения общественной нравственности, что влияет и на экономику, и на демографическую ситуацию, и на повседневную жизнь людей.

Все упомянутые мною области жизни должны быть сферами совместного приложения сил Церкви, государства и общества. В этом может помочь и Всемирный русский народный собор, который и является таковой платформой, где могут свободно обсуждать любые темы — доброжелательно, открыто и, еще раз хочу сказать, совершенно свободно — представители государства, общества и Церкви. Это уникальная площадка в Российской Федерации.

Должен сказать, что Собор, как вы уже слышали от Валерия Николаевича, был создан в тревожном 1993-м году. Помните, что происходило: страна была буквально на грани глубочайшего гражданского конфликта, а, может быть, и гражданской войны. В обществе возникли глубочайшие противоречия — мировоззренческие, историософские, психологические, экономические, партийные. Создавать в ту пору общенациональную площадку для открытой дискуссии было весьма рискованно; и когда было принято решение о создании Всемирного русского народного собора, то многие, особенно представители средств массовой информации, критически мыслящей интеллигенции полагали, что дело ограничится тем, что люди поговорят и разойдутся, что никогда ничего хорошего из этого начинания не выйдет. Я уж не говорю о том, что создание Всемирного русского народного собора сопровождалось выражением серьезных опасений, что такого рода организация может разрушить межнациональный и межрелигиозный мир в России и т.д. Опасения не оправдались, и Всемирный русский народный собор — единственная из организаций, созданных в то тревожное время, которая прошла через трудные 90-е и через начало XXI века и активно работает сегодня ради консолидации всех здоровых сил нашего общества.

Замечательно и то, что Всемирный русский народный собор считает одной из своих задач укрепление межнациональных и межрелигиозных отношений в России. Именно поэтому в рамках Собора принимают участие представители других религий и других национальностей, которых совершенно не шокирует ни название, ни тот факт, что мы ясно декларируем, что Собор заботится о духовной, культурной, общественной жизни русской нации. Так и должно быть в России. Русский народ объединяет вокруг себя другие народы. Но объединять можно только тогда, когда объединяющий способен на жертву. Никто никогда не объединяется вокруг эгоиста; никто никогда не объединяется вокруг тех, кто хочет эксплуатировать, извлекая для себя прибыль и выгоду. Объединяются с теми, кто готов отдавать себя, — так человек устроен. И задача Всемирного русского народного собора заключается в том числе и в том, чтобы наш народ никогда не потерял этот потенциал к объединению, потому что только реализуя этот потенциал добра и даже жертвенности, тот самый потенциал, который был сформирован усилиями Православной Церкви на протяжении веков, мы и стали народом, способным создать великий Русский мир с участием многих других народов. Собственно говоря, именно благодаря этому внутреннему, духовному измерению русской нации и возникло великое государство от океана до океана.

Я думаю, что Всемирный русский народный собор должен продолжать свое служение — служение примирения и объединения. Собор никогда не был местом, где произносились слова, лишенные смысла. Конечно, как гласит пословица, на каждый роток не накинешь платок, и не каждый выступающий являет образец мудрости и ответственности. А поскольку это свободная трибуна, иногда можно слышать слова, с которыми большинство людей не согласны. Но при всем этом Всемирный русский народный собор действительно остается местом встречи людей, в том числе и принадлежащих разным взглядам и убеждениям. Я глубоко убежден, что именно сегодня нам нужно развивать эти возможности Всемирного русского народного собора.

Конечно, нынешнее время — это не 90-е годы. Не существует таких острых социальных конфликтов, идеологических противоречий и такой конфронтации, какие были в те годы. Но есть замечательные слова в Священном Писании: Блюдите убо, како опасно ходите (Еф. 5, 15). Ничто не запрограммировано на нашем историческом пути. Когда иногда читаешь те или иные газетные статьи, то поражаешься историческому беспамятству людей — будто бы не было революции, гражданской войны, всей этой крови; будто бы не было потрясений 90-х. Думали, что пройдет еще некоторое время, уйдут наши ветераны, уйдут люди, прошедшие, в том числе, и через трагедию распада великой страны, и придет новое поколение. А не станет ли оно снова легкой добычей демагогов, болтунов, популистов, которые снова, как некогда, постараются развернуть наш народ на другой путь исторического развития? За будущее страны мы все несем ответственность — и Церковь, и общество, и государство; и в первую очередь, быть может, Церковь и общество. И поэтому многие вопросы, которые сегодня вызывают смущение, удивление, несогласие, должны в условиях свободной дискуссии обсуждаться таким образом, чтобы в недрах нашего общества вызревали очень ясные, реалистические и одновременно соответствующие нашей исторической сути модели национального бытия.

Именно поэтому и создаются отделы и филиалы Всемирного русского народного собора. Невозможно эту дискуссию вести только в столице. Необходимо, чтобы и в регионах Всемирный русский народный собор брал на себя такую ответственность и объединял людей, в том числе и для достижения общих целей. Сегодня региональные отделения Собора призваны быть не только площадками для диалога Церкви, власти и интеллигенции, но и некими рабочими органами, принимающими участие в выработке решений, значимых и для отдельных регионов, и для всей России. Это очень повышает планку требований к деятельности отделений.

Валерий Николаевич уже сказал о том, что многое из того, что формулировал Собор в трудные 90-е годы, потом органично вошло в политические программы большинства партий. И мы рады этому — если идеи, возникающие в недрах Собора, являются привлекательными для людей с политической ответственностью, то, стало быть, это правильная и добрая работа.

Я думаю, что на региональном уровне необходимо творчески осмыслить и развить такие приоритетные направления работы Собора, как национальное образование и борьба за сохранение здоровья народа. Что толку, если у нас будет развитая экономика, но будет больной народ и мы будем вымирать? И как с таким человеческим потенциалом можно освоить безграничные просторы нашей державы? И не только в Сибири, но и в европейской части, даже в дальнем Подмосковье. Как я сегодня уже сказал губернатору, когда мы шли в этот зал: летишь на вертолете над Московской областью, и европейская инфраструктура возникает где-то за полчаса до посадки, а до того — леса безбрежные, и ни дорог, ни жилья нет. И это в самом центре страны! Для того чтобы освоить все эти пространства, построить дороги, жилье, развить сельскохозяйственную инфраструктуру, необходимо иметь сильное, здоровое население, крепкий духом и плотью народ. И поэтому так значимы вопросы, связанные со здравоохранением, с преодолением алкогольной угрозы, очень опасных тенденций в сфере наркомании.

Недавно мы присутствовали на заседании соответствующего ведомства, которое призвано бороться с наркотической угрозой, и нам огласили совершенно страшные цифры, связанные с увеличением потребления наркотиков, не импортируемых в Россию, а самым простым образом изготавливаемых на наших кухнях. Причем наркотики, получаемые из обычных медикаментов (некоторые из которых продаются без рецептов в наших аптеках), обладают такой страшной разрушительной силой, что после второго приема у человека формируется необратимое привыкание, а через два-три года такой человек погибает в страшных муках. И, несмотря на эти кошмары, все больше и больше людей употребляет эти наркотики, потому что они очень дешевы, их легко изготовить.

Я думаю, что темы здоровья, алкогольной угрозы, наркотической зависимости тесно связаны с темой нравственности. Только внутреннее духовное состояние, целостность человеческой природы являются панацеей от всех бед. Народ силен только тогда, когда он силен духом. И об этом очень естественно говорить здесь, на Белгородской земле, рядом с Прохоровским полем.

Мне кажется, что очень важным является также развитие православного женского движения. Женщины являются очень активной частью нашего народа. В некоторых местах, особенно на селе, именно они остались — по крайней мере, в Нечерноземной части России — единственной дееспособной частью нашего населения. Приезжаешь в деревню на приходской праздник. Кто в храме? Женщины. Вышел из храма — концерт самодеятельности. Кто в самодеятельности? Женщины. Идешь в медпункт — кто там? Женщины. В школе (если есть школа) — женщины. В библиотеке — женщины; в местной управе — женщины. Эта статистика свидетельствует о том, что сегодня роль женщин в жизни нашего общества очень велика на этом самом важном низовом уровне, и поэтому Церковь сегодня выступает за объединение православных женщин, для того чтобы помогать им и чтобы они через такое объединение смогли помогать всему обществу.

Я уверен, что все те задачи, о которых говорил Валерий Николаевич, которых я коснулся, может быть, не очень глубоко, но все-таки упомянул, — эти задачи могли бы быть задачами для работы отделения Всемирного русского народного собора в Белгороде и Белгородской области.

Я хотел бы еще только сказать о двух вещах. Во-первых, о проблеме семьи — она также связана с ролью женщины и с нравственным воспитанием. Это очень важная тема. Сегодня понятие семьи деформируется. Пропагандируемая СМИ «цивилизация инстинкта» несовместима со здоровой семейной жизнью. И если раньше всякий вызов семейным ценностям воспринимался однозначно как грех, то сегодня, в связи с тем, что светское общество утратило понятие греха, теряются и всякие табу, касающиеся сохранения семейных ценностей. А если распадается семья, то распадается народ. Всегда враг, борясь со своим противником, употреблял все силы, чтобы разрушить личную и семейную нравственность, а, значит, ослабить одну из скреп общественной жизни. Пора подумать о семье. Воспитание детей и юношества — это очень важно; причем проблему необходимо рассматривать сквозь призму глобальной темы здоровья нашей нации — духовного и физического здоровья.

Ну и наконец, рядом с нами — Украина. Современная Россия, Украина, Беларусь — это Русский мир, это историческая Русь, которая сформирована одним и тем же духовным началом, которая существовала и существует в одной системе ценностей. Это огромного значения цивилизационное явление в современном мире. Вот почему нужно употреблять все силы для сохранения этого цивилизационного единства. Мы живем в суверенных государствах — так распорядилась история. Но это не значит, что мы должны становиться чужими людьми. И замечательно, что сегодня так энергично развиваются интеграционные процессы — и на уровне политического диалога, и на уровне экономики. Я думаю, что нужно употреблять все силы для того, чтобы сохранять в первую очередь наше духовное единство. И Русская Православная Церковь, которая является Церковью и для россиян, и для украинцев, и для белорусов, и для молдаван, и для прочих народов, образующих великий Русский мир, несет за это особую ответственность. Очень важно, чтобы эту ответственность вместе с Церковью разделяли совестливые люди, для которых славная история Руси не является перевернутой страницей, но для которых эта история живет и в сегодняшнем дне.

Я хотел бы всем вам пожелать помощи Божией, успехов в ваших трудах — каждому на своем месте; и если отделение Всемирного русского народного собора будет время от времени соединять вас для спокойного, открытого, заинтересованного и ответственного разговора, то тогда само предназначение Всемирного русского народного собора, несомненно, будет оправдано. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршее поздравление епископу Муромскому Нилу с 60-летием со дня рождения

Патриаршее поздравление настоятельнице Борисоглебского Аносина ставропигиального монастыря игумении Марии (Солодовниковой) с 30-летием монашеского пострига

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла И.Л. Подносовой с назначением на должность председателя Верховного Суда Российской Федерации

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла генеральному директору музея-заповедника «Московский Кремль» Е.Ю. Гагариной с днем рождения

Патриаршее поздравление митрополиту Таллинскому Евгению с 30-летием архиерейского служения

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам форума «Традиционные ценности народов Востока и современный мир»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Петру (Зобову), епископу Кудымкарскому и Верещагинскому

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Геральдического совета при Президенте России Г.В. Вилинбахову с 75-летием со дня рождения

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири

Патриаршее приветствие участникам VI Международных Иоанновских чтений в Душанбе