Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Как Патриарх я долгом своим считаю сформулировать именно эту задачу — восстановление былой славы святой Карельской земли»

«Как Патриарх я долгом своим считаю сформулировать именно эту задачу — восстановление былой славы святой Карельской земли»
Версия для печати
4 июня 2010 г. 12:50

3 июня 2010 г., в праздник Владимирской иконы Божией Матери и Собора Карельских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Петрозаводска — столицы Республики Карелия. После Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка Мануил, правящий архипастырь земли Карельской! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемый Сергей Леонидович!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас за добрые слова и за прекрасный подарок, который был сделан. Он напомнит мне — быть может, даже в то время, когда мысли будут далеко от Карелии — Карельскую землю; напомнит самим изображением Карельских святых, которые здесь, на этой северной земле, созидали и веру православную, и основы государственного строительства.

Радуюсь тому, что мой визит совпал с празднованием 90-летия образования Республики Карелия. Это действительно важный этап в жизни карельского народа. Карелия стала субъектом в большой единой русской державе, а сегодня она является достойным субъектом Российской Федерации. Каждый, кто посещает Карелию, восторгается ее дивной природой, понимая при этом, в сколь непростых климатических условиях явлена эта красота. Пышно цветущие цветы, великолепные деревья в условиях южного климата выглядят очень органично, одно словно вытекает из другого. Но когда видишь такую Божию благодать в суровом северном климате, то, несомненно, понимаешь, что есть на этой земле печать Божия, есть Его след.

Уже в том, как развивался Русский Север в прошлом, были совершенно очевидно явлены знаки Божиего присутствия — более 500 храмов, свыше 20 монастырей, более 1000 священников. Карелия была русской Фиваидой. А цветущая семинария Олонецкая, среди выдающихся выпускников которой был, в частности, владыка Григорий (Чуков), ставший митрополитом послевоенного Ленинграда и внесший особый вклад в развитие богословского образования Русской Церкви в XX веке?

Когда некоторые говорят, что Карелия — это бедная земля с тяжелым климатом, я постоянно вспоминаю нашу дивную, великую и славную историю — историю Карельского края. Ведь было все — и дороги, и села, и города, и промышленность. Петрозаводск создавался как промышленный центр России, и трудно себе представить Петровские победы без Петрозаводска. Это была не окраина, не север: мы все — север, вся Русь — север; это органическая славная часть страны.

Вот почему особая ответственность лежит сейчас и на властях, и на Церкви, но, в первую очередь, на народе, который здесь живет, — ответственность за возрождение всей этой красоты. Нужно строить дороги, нужно возрождать города и промышленность, нужно обустраивать жилища, нужно находить ресурсы — для того, чтобы заработала экономика края, для того, чтобы его былая слава отражалась в жизни современной Карелии.

Конечно, кто-то может сказать, что это хорошие слова, но ведь как трудно все это осуществить! Так много страхов, неуверенности, а некоторым нынешние проблемы вообще представляются как следующие один за другим кризисы, как некий непрекращающийся шторм, сокрушающий все добрые начинания. К тому же сегодня остается много проблем, связанных с личной жизнью людей: со злоупотреблением алкоголем, с распадом семей, с желанием во что бы то ни стало уехать куда-то в другое место, где слаще кормят. Поэтому некоторые и пребывают в состоянии апатии.

Я хотел бы всем этим людям ответить Евангельскими словами. Сегодня совершенно случайно выпало Евангельское чтение (Мф. 8, 23-27), которое очень подходит к тому, о чем мы сейчас с вами говорим. В этом отрывке повествуется о том, как Господь плывет в лодке по Геннисаретскому озеру. Озеро это и сейчас, как вы знаете, существует; его окружают дивные галилейские пейзажи, мягкий климат. Но и на этом озере, как на Онеге и на Ладоге, может неожиданно подняться буря. А рыбаки использовали не такие уж большие лодки, с которых они ловили рыбу. И вот поднялась такая буря на Геннисаретском озере. На носу лодки дремал Спаситель. Апостолы испугались силы волн, ветра — настоящий шторм! Будят своего учителя и говорят: «Мы погибаем». На что Господь спокойно им отвечает: «Что вы боитесь, маловеры?». И усмирил бурю.

У этого текста — глубочайший смысл. К сожалению, нередко, читая Евангелие, мы воспринимаем его, как дети — сказку. Воспринимаем некую внешнюю фабулу, пытаемся запомнить события, описанные в Евангелии; но Евангелие открывает свой вечный смысл лишь тогда, когда мы проникаем в его суть. Даже в том факте, что Господь спал, нам открывается нечто великое. Ведь ученики боятся — шторм, лодка вот-вот перевернется, не доплыв до берега, все погибнут — а Господь спит. Что же Он сразу не проснулся? Неужели у Него был такой глубокий сон, что Он не мог почувствовать опасность, встать, успокоить учеников, может быть, дать какие-то советы? А Он спит.

Бог не вмешивается в нашу жизнь по любому поводу. Те, кто думает, что Бог ведет нас за ручку и непосредственно управляет всем тем, что вокруг нас происходит, ошибаются. Мир, созданный Богом, подчиняется физическим законам, и разница давлений над Геннисаретским озером, которая породила шторм, была явлением, запрограммированным Божиим творением. Бог именно так создал мир, чтобы от разницы атмосферного давления возникал ветер. Бог не вмешивается, и ветер дует.

Так же происходит и в нашей жизни. Господь дал нам разум, свободную волю, чувства. Он дал нам Свои законы: живите по этим законам и будете счастливы. Не то что Карелию поднимете — весь мир преобразуете. Но мы не живем! Своим умом живем, и Господь не вмешивается. А вот когда начинаем тонуть, когда врач ставит страшный диагноз, когда семья оказывается накануне распада, когда враг наступает на Родину — вот тогда Господа начинаем будить. И что же? Господь слышит наши вопли. Он говорит нам: «Что вы боитесь, маловеры?» — и помогает.

У нас с вами есть две возможности устраивать жизнь: жить так, будто Бога нет, и жить, осознавая, что Бог есть. И если мы будем жить с сознанием того, что Бог есть, то Бог не будет дремать — Он будет зорко наблюдать за нами, слыша нашу молитву. Это не значит, что, уповая на Бога, можно и не работать, и стать ленивым — мол, Бог поможет. Не поможет Господь! Господь помогает тем, кто постоянно Его побуждает живой и усердной молитвой и одновременно сам умеет управлять лодкой во время шторма. Перепугались апостолы — а пугаться не надо было. Конечно, следовало разбудить Учителя, но, может быть, не умолять Его о спасении, а самим работать веслами и парусом до изнеможения — ведь не дал бы Господь погубить Своих учеников.

Как часто мы в своей жизни говорим: «Ты, Господи, помогай, чтобы дочка или сын в институт поступили» — а как они в школе учились, а сколько сил он или она, отец или мать им отдавали — это не имеет значения. «Ты помоги, а не помогаешь — так значит, Тебя и нет» — вот такая логика бывает в нашей жизни.

Сегодня мы призываем всех жить вместе с Богом. Так, как жили карельские чудотворцы — ведь они преобразовывали этот край. Не было асфальтовых дорог, не было мобильных телефонов, и даже не было иногда теплой одежды и здоровой пищи, но они жили здесь, и никто никуда не уходил и не стремился в теплые края. Они этот народ, эту землю воспринимали как свой, данный им Богом удел. И что же они сделали? А в результате — более 500 храмов и 20 монастырей, более тысячи священников, семинария и цветущий город Петрозаводск, один из центров русской промышленности. Сам царь сюда приезжал, все знали имя этого города, потому что оно гремело по всей России.

Чтобы нам справиться с нашими задачами, нам не нужно Бога беспокоить тогда, когда уже все пропало. Конечно, и тогда Господь помогает по великой Своей милости, но с Богом нужно общаться каждый день — в живой молитве, исповедуя Ему свои грехи, прося Его помощи, в первую очередь, для устроения своего ума, своего сердца, потому что все доброе и все плохое исходит из нашего сердца (см. Мф. 15:18-19). И если мы будем внутренне меняться по примеру Карельских преподобных, то мир весь станет иным. Солнце будет иначе светить над Карелией. Леса и озера снова будут отдавать людям свои богатства, потому что там, где мир Божий и любовь — там Божия правда, а где Божия правда — там и благополучие.

Я очень надеюсь, мои дорогие братья и сестры, что празднование Собора Карельских святых и 90-летия Карелии в каком-то смысле поможет нам начать новую жизнь. Ведь для того и праздники отмечаем, чтобы, вспоминая о прошлом, подумать о настоящем.

Я всех вас призываю крепко хранить веру православную, а не только посещать храм время от времени, чтобы свечку поставить, молебен или панихиду заказать, крестить ребенка, повенчаться. Должна быть потребность в храме! Как полагается православным людям — в воскресный день не спи, не смотри телевизор, а приди в храм, и тебе Господь за это сторицей воздаст. Бог никогда у нас не бывает в долгу — мы у Него бываем в долгу. Приди в церковь. Не можешь стоять два часа — постой 10 минут, но именно в воскресный день, когда вся община собрана вместе. На людей посмотри, на их лица посмотри, к иконам приложись — а, может быть, и не захочешь уйти. Помолись о своей земле Карельской, о семье своей, о работе своей, о властях, о воинстве, о том, чтобы укреплялась земля наша Русская и чтобы преображался лик благодатной, исторически славной Карелии.

За последние годы было сделано очень многое. Бог привел меня в Карелию в первый и в последний — до сегодняшнего дня — раз в далеком 1966 году. Многих из вас, может быть, тогда еще и на свете не было. Я помню четыре маленьких храма на всю Карелию — два в Петрозаводске, один в Олонце и один в Сортавале. Это были руины церковной жизни, но мы молились — молились со слезами в Крестовоздвиженском храме и верили, никогда не теряли веру в то, что Россия воскреснет. И сегодня мы молимся уже в этом благолепном соборе Александра Невского, а с нами — губернатор и власти. Общество постепенно, но реально поворачивается в сторону тех ценностей, без которых не может быть процветающей жизни народа.

С организацией епархии здесь, в Карелии, произошли большие перемены в церковной жизни: открылись десятки приходов, несколько монастырей, появилось новое духовенство. Я бы хотел сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши труды. Я знаю, что Вы как человек смиренный скромно оцениваете свои труды, но со стороны виднее. И мне, хорошо помнящему духовно разрушенную Карелию, до глубины души трогательно взирать и на народ Божий, который сегодня нас окружает, и на этот храм, и на многие другие храмы. Конечно, Вы и Ваша епархия только в начале пути. Эта планка — 500 приходов — никогда не должна превращаться в некий мираж, в фантастику. Это прямое задание Церкви — воссоздать все, что было порушено, а вместе с этим будут воссоздаваться и деревни, и поселки, и инфраструктура, потому что там, где есть вера в Бога, там всегда возникает и социальная активность людей.

Мы не ставим никаких временных границ, но как Патриарх я долгом своим считаю сформулировать именно эту задачу — восстановление былой славы святой Карельской земли.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии во Владимирском храме в Тушине г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Донском монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя