Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Всеволод Чаплин: Найти пути жить вместе в мире

Протоиерей Всеволод Чаплин: Найти пути жить вместе в мире
Версия для печати
6 декабря 2012 г. 17:06

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (декабрь, 2012 г.).

Обсуждение проекта Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации подтолкнуло многие общественные силы и людей, не первый год рассуждающих о сложностях межнациональных отношений, вновь вернуться к серьезной дискуссии о проблемах, которые отягощают эту сферу жизни России.

Проект стратегии, с моей точки зрения, достаточно неплохой. Радует, что в нем говорится о системоообразующей роли русского народа, всерьез ставятся проблемы, связанные с интеграцией мигрантов, говорится о необходимости объективного и гласного расследования резонансных инцидентов, чреватых межэтническими осложнениями. Не случайно Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, созданная в рамках работы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, много раз призывала органы власти крайне серьезно относиться ко всем инцидентам подобного рода, ко всем ситуациям, когда бытовой или экономический конфликт (драка в ресторане или спор из-за торговых площадок) могут заканчиваться межнациональными столкновениями в силу того, что одна из сторон конфликта, а иногда и обе стороны, пытаются подтягивать своих сородичей или людей, объединенных по принципу принадлежности к определенной молодежной, политической или фанатской группировке. Такие случаи нужно расследовать быстро и по справедливости, предупреждать их. В противном случае страна может оказаться перед угрозой серьезного межнационального противостояния, а такая угроза, как мы знаем из истории, может стоить России будущего.

Документ реагирует на многие проблемы, которые люди ставили за последние три-четыре года. Ранее эти проблемы были подняты в одной из статей тогдашнего кандидата в Президенты Владимира Путина. Словом, очевидно, что власть слышит народ, пытается ответить на реально существующие трудности межнациональных отношений, разрешить их.

Впрочем, возникает серьезный вопрос: почему составлением проекта стратегии руководили те же люди, которые были творцами национальной политики в 90-е годы, политики, которая явным образом зашла в тупик, которая породила или, по крайней мере, не заметила те проблемы, которые нарастали в области межнациональных отношений все 90-е и 2000-е годы? Боюсь, что одна из причин этой близорукости в том, что попытку понять реальность подменили попыткой подогнать ее под некую идеологическую схему. Суть ее проста: этничность отмирает, национальная культура уходит в прошлое, религия уж тем более не должна больше никак влиять на жизнь общества, возникает новая общность людей. Не получилось с многонациональным советским народом? Давайте построим многонациональный российский, а на самом деле будем ориентироваться на американский плавильный котел, в котором якобы успешно растворились все вроде как не нужные в современном мире национальные особенности.

Идея эта была утопична с самого начала и на самом деле будет всегда обречена на провал. В той же Америке развернута мощная патриотическая и интернациональная пропаганда, но она не снимает межэтнических и межрелигиозных проблем — наоборот, они даже усиливаются. Так, белое протестантское население, привыкшее чувствовать себя в стране хозяином, вовсе не хочет примириться с необходимостью уступить центральную роль в жизни страны, и из-за этого противоречия становятся все более жесткими.

На самом деле никакого плавильного котла нет и быть не может. Люди продолжают быть разными. Ничего мы не поделаем с тем фактом, что среди евреев больше чемпионов по шахматам, а среди людей африканского происхождения — больше чемпионов по баскетболу. И настоящая мудрость национальной политики всегда заключалась и всегда будет заключаться не в том, чтобы втиснуть эту политику в рамки той или иной идеологии, а в том, чтобы понять настоящую жизнь такой, какая она есть, и постараться на основе этого понимания построить адекватный путь в будущее.

Да, в России при мощной роли русского народа — который, кстати, нуждается в поддержке, в развитии форм своей самоорганизации, в создании национальных культурных центров, — есть и другие народы, которые имеют отличные от московских, питерских или саратовских привычки, культуру, образ жизни, религиозно-общественные установки. Меняться эти народы вряд ли собираются, да их и не нужно менять. Нужно признать наличие в обществе разных укладов жизни, оценить это как данность и как богатство, а дальше постараться сделать все для того, чтобы разные народы учились не навязывать силой или вызовом свой образ жизни другим, учились уважать друг друга, грамотно разграничивать сферы влияния своей и чужих культур, уважать разные представления о семье, о хозяйстве, о религиозной общине и о ее месте в жизни.

Люди на самом деле умеют это делать. Достаточно посмотреть на студенческие землячества в московских вузах, которые научились договариваться друг с другом, а не решать проблемы через драку и поножовщину. Что уж говорить о многовековом опыте совместной жизни в России людей разных народов и религий! Этому опыту может позавидовать и растерявшийся ныне Запад, который никогда на самом деле и не жил в условиях реального присутствия в своем обществе другого как социальной силы со своими законами, со своими представлениями, со своей культурой, со своим поведением. Только начиная учиться жить с этим другим в одном доме, Запад пока делает ошибки, давно пройденные нами. В этих условиях он вряд ли вправе нас чему-то учить. Нам же самим нужно не наступать вновь и вновь на одни и те же грабли, уверяя, что через 10, 20, 50 или 100 лет мы здесь создадим некую новую невиданную прежде общность людей, а примириться с тем, что мы разные. Но при этом нельзя уступать вражде и насилию, помня о том, что народы, по-настоящему верные своей культурной и духовной традиции, всегда смогут найти пути жить вместе в мире.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Портрет Патриарха Алексия II кисти македонского художника передан в дар музею Валаамского монастыря

Клирик Русской Церкви принял участие во встрече российских соотечественников в Турции с уполномоченным по правам человека в РФ

Состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с послом Иордании в Республике Казахстан Юсефом Абдельгани

Состоялось заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Другие статьи

Православные волонтеры помогают в фасовке и погрузке помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 октября 2022 года)

В Московской епархии прошел сентябрьский сбор помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 1 октября 2022 года)

Более 19 000 обращений беженцев приняли в Шахтинской епархии с марта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 30 сентября 2022 года)

Более 12 000 обращений беженцев поступило в гуманитарный центр Ростова-на-Дону с марта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 29 сентября 2022 года)

Синодальный отдел по благотворительности направил 60 тонн гуманитарной помощи для беженцев и мирных жителей в Белгород, Ростов-на-Дону и Луганск. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 сентября 2022 года)

В церковный штаб помощи беженцам в Москве с марта поступило свыше 23000 обращений. Информационная сводка о помощи беженцам (от 27 сентября 2022 года)

В Лисичанске при Никольском храме раздали жителям города теплую одежду. Информационная сводка о помощи беженцам (от 26 сентября 2022 года)

С марта в Больницу святителя Алексия в Москве обратились более 700 беженцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 25 сентября 2022 года)

Свыше 700 тонн помощи из московского церковного центра приема помощи передали беженцам и людям в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 24 сентября 2022 года)

Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы