Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В современной России востребовано теологическое образование

Версия для печати
5 июня 2006 г. 15:42

«Социальный заказ на подготовку теологов» — такова была тема одного из круглых столов, прошедшего 3 июня в рамках IV Общероссийской выставки «Православная Русь». Мероприятие было инициировано и организовано Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ), его вел проректор ПСТГУ священник Константин Польсков — ответственный секретарь Совета по теологии УМО (учебно-методического объединения) по классическому университетскому образованию.

Вывод о крайней востребованности теологического образования в современной России – вот главный итог обширного социологического исследования, которое представил профессор социологического факультета МГУ им.Ломоносова Игорь Рязанцев. Исследование «Отношение российской молодежи к Русской Православной Церкви» было проведено в 2005 г. среди 1 800 респондентов от 15 до 30 лет из 26 регионов России. В ходе опросов было выделено 4 типа молодежи: воцерковленные православные (8 %), невоцерковленные православные (55 %), положительно относящиеся к Русской Православной Церкви (33 %) и отрицательно к ней относящиеся (4 %). Ученые сделали вывод том, что «Русская Православная Церковь превратилась в авторитетнейший социальный институт», а православные верующие стали «одной из доминирующих социальных групп». Кроме того, исследователи зафиксировали «рост консервативных настроений, выражающихся в повышении внимания к традиционным ценностям», и «складывание некоего консервативного консенсуса», проявлением чего И.Рязанцев считает особое внимание власти к национально-патриотическому воспитанию. На этом фоне отмечается также, что «процессы секуляризации затормозились и начался процесс ресекуляризации».

Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права юрист Игорь Понкин представил результаты своих исследований, связанных с правовым регулированием теологического образования в европейских странах. И.Понкин утверждает, что в этих странах, где имеются различные формы теологического образования, «вопрос о нарушении принципа светскости образования вообще не стоит». Изучение зарубежного опыта позволяет выявить направления теологического образования, наиболее перспективные для России. Это, например, получение теологического диплома как второго к основному образованию (не без удивления участники круглого стола услышали, что на Западе теологию как второе, параллельное образование наиболее охотно выбирают физики-ядерщики, математики). Также в западных университетах широко практикуется изучение теологии «на свободной основе», вольными слушателями, которые не стремятся к диплому, но занимаются этим «для себя». В России же сейчас другие проблемы: после утверждения государственного стандарта по специальности «теология» в 2000-2001 г. число вузов, желающих ввести эту специальность, значительно возросло, однако, по словам И.Понкина, Минобрнауки и ВАК РФ неправомерно выступают против введения ученых степеней по данной специальности. Он призвал православную общественность активизироваться и объединить усилия по преодолению «воспрепятствования со стороны некоторых чиновников, нетерпимых к Русской Православной Церкви».

О западном опыте преподавания теологии говорила также Мария Тюменева, зав.сектором ПСТГУ. Так, в Оксфорде самый высокий конкурс именно на теологию, она считается престижной специальностью, дающей базовую подготовку и позволяющей выпускникам работать в самых разных областях. М.Тюменева выразила надежду на то, что эта общеевропейская тенденция со временем укоренится и у нас: уже сейчас выпускники ПСТГУ востребованы не только в Церкви. Они работают в сфере образования, культуры, занимают административные должности и т.д. Мария Тюменева подчеркнула, что для Великобритании естественно развитие теологического образования «в лоне культурообразующей конфессии», что способствует сохранению самоидентификации нации. В России в 2001-2002 гг. были приняты поликонфессиональные образовательные стандарты для теологов. В соответствии с ними работает один исламский вуз и столько же иудаистских. На основе православного вероучения теологов в настоящее время готовит 31 вуз, из них 20 — государственные. Еще 8 вузов готовят документы на аккредитацию, чтобы ввести у себя в ближайшее время теологические отделения или кафедры.

Об использовании исторического российского опыта в преподавании теологии рассказала преподаватель ПСТГУ Наталья Сухова, а зав.кафедрой научной апологетики ПСТГУ Владимир Катасонов подтвердил наличие социально-культурного заказа на богословское образование в сегодняшней России.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Другие новости

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол Барсовского общества «Церковное право и право государства: вместе или порознь?»

Больница святителя Алексия открыла первый учебный центр для обучения сестер милосердия в Казахстане

На совещании ректоров вузов — членов НОТА обсудили теологический подход к преподаванию предметов социогуманитарного цикла и представили Толковый словарь государственного русского языка

Вышел в свет новый номер научного журнала Общецерковной аспирантуры «Aspiratio. Журнал церковно-гуманитарных исследований»

В Издательстве СПбДА вышла книга «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) "О духе, душе и теле". Исследование текста, историко-научный и богословский анализ»

Выездная аккредитационная группа Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетила Екатеринбургскую епархию

В Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Суть монашеского подвига в современном мире»

В Издательском Совете прошла конференция «Святоотеческое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности»

В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного года

Состоялось очередное заседание редакционного совета журнала «Церковь и время»