Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью управляющего делами Московской Патриархии митрополита Варсонофия газете «Столица С»

Интервью управляющего делами Московской Патриархии митрополита Варсонофия газете «Столица С»
Версия для печати
18 июня 2010 г. 13:30

Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий дал интервью корреспонденту газеты «Столица С» (г. Саранск, Мордовия), рассказав о современной жизни Русской Православной Церкви и о своей деятельности на должности управляющего делами Московской Патриархии.

— Прошло более года с момента назначения вас на должность управляющего делами Московской Патриархии. Каковы впечатления от новой работы?

— Всякое послушание дается нам от Бога. Все должности — от сторожа, пономаря и до Патриарха — называются в Церкви служением. Это всегда почетно и ответственно. Ведь все наши дела проходят перед лицом Божиим. Мы обязаны выполнять свое дело правильно, четко и ясно. Если ты сам не понимаешь, ради чего живешь и что делаешь, как тебе поверят люди? К тому же в работе мне помогает 20-летний опыт, приобретенный за время архиерейского служения в Мордовии.

Я хорошо знаком с внутрицерковной жизнью и знаю ее проблемы. Но, к примеру, жизнь Саранской и жизнь Камчатской епархии сильно разнятся… Наше ведомство координирует деятельность епархий, обеспечивает их связь с высшей церковной властью, доводит до сведения архиереев распоряжения Святейшего Патриарха, а также анализирует региональную жизнь и представляет Патриарху и Синоду соответствующие исследования.

Многие идеи по налаживанию епархиальной жизни исходят от самого Святейшего Патриарха Кирилла, что, конечно, несколько упрощает нашу работу. Поэтому мы лишь являемся его ближайшими помощниками. Кроме того, наше Управление рассматривает возникающие в епархиях недоразумения, готовит материалы к Первосвятительским визитам и встречам Патриарха с архиереями и региональными властями.

— Почти как Управление делами Президента страны…

— Не совсем верное сравнение. Если говорить о светской власти, то наша деятельность более сопоставима с работой Администрации Президента. Управление делами главы Российского государства, скорее, аналогично деятельности Административного секретариата Московской Патриархии и отчасти Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви. Мы, в свою очередь, являемся ключевой структурой центрального аппарата Патриарха и находимся в прямом его подчинении. С Его Святейшеством мне приходится контактировать ежедневно.

— Извечный для России вопрос об отношениях Церкви и власти. Как они складываются сегодня?

— Очень добрые и доверительные отношения. Патриарх Кирилл часто встречается с Президентом и председателем Правительства РФ. Вместе они обсуждают вопросы, которые могли бы послужить на благо нашего Отечества и народа. Не вмешиваясь в дела друг друга, мы стараемся искренне взаимодействовать.

— Какие проблемы являются сегодня для Церкви самыми насущными?

— На Дальнем Востоке епархии испытывают острую нужду в кадрах. Сейчас из Центральной России мы перебрасываем туда священнослужителей. Сам предполагаю в ближайшее время еще раз выехать в дальневосточные регионы. Еще одна проблема, что в наследство от прошлой эпохи нам достались лишь разрушенные храмы. Их надо приводить в порядок. Это не так просто. Кроме того, сегодня Церкви нужны лидеры, которые могли бы поддержать молодежь в поисках смысла жизни. Надеюсь, этому будет способствовать введение в школах предмета «Основы православной культуры», а также забота священнослужителей о военнослужащих и тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы.

— Вы не раз говорили о необходимости пополнения епископата молодыми архипастырями…

— И сейчас это происходит. Мы постепенно подбираем кадры, которые отвечали бы современным требованиям и могли хранить традиции предков. Поэтому к выбору подходим с большой осторожностью. Святейший Патриарх рукополагает не так много новых епископов и лично занимается их отбором.

— В Мордовии ходят слухи, что вы собираетесь покинуть республику, а ваше место правящего архиерея займет молодой епископ Рузаевский Климент

— Владыка Климент — мой помощник, и никаких разговоров на эту тему быть не может. Конечно, что будет завтра — никто не знает, нам это Господь не открыл. Епископу Клименту необходимо набираться опыта архиерейского служения. Да, он человек очень перспективный и грамотный. Поэтому я думаю, что у него все получится.

— Зависит ли положение дел в епархии от экономического развития региона?

— Очень сильно, ведь в большинстве случаев границы епархий и субъектов России совпадают. Свой бюджет Церковь в основном формирует за счет прихожан. Если в регионе низкий уровень безработицы и высокие зарплаты, то и у Церкви появится больше возможности претворить в жизнь просветительские и миссионерские программы, активно заниматься социальной поддержкой всех нуждающихся.

— В мае 2009 года вы возглавили наградную комиссию при Патриархе Кирилле. До вашего прихода на эту должность церковные награды использовались иногда как разменная монета, раздавались незаслуженно и недостойным…

— Несправедливости здесь не может быть. Все прошения, которые подаются, тщательно изучаются. Если они соответствуют положению о наградах, рапорт подписывает лично Святейший. Согласно разъяснениям к «Положению о наградах Русской Православной Церкви», право ходатайствовать о награждении клириков и мирян имеют епархиальные архиереи и руководители синодальных учреждений. Наград удостаиваются священнослужители и миряне, которые потрудились на славу Церкви, занимаются строительством храмов. Так, Церковь может особо отметить вклад в строительство храма архитектора, основного спонсора, представителя власти, настоятеля. Если, конечно, они активно участвовали в этом богоугодном деле.

— Могут ли рассчитывать на церковные награды люди, исповедующие другую религию?

— Многие из тех, кто нам помогает в возведении православных храмов, исповедуют другую религию. Например, не так давно высокую награду Православной Церкви получил глава Лямбирского района Мордовии Кабир Альмяшев.

— В последнее время Церкви активно помогают общественные организации. Есть ли от них реальная польза?

— Безусловно. Во-первых, во многих организациях трудятся верующие люди. Занимаясь своим делом, они вносят в общество здоровый климат и свидетельствуют о христианских нормах морали и человеколюбия. Во-вторых, большинство общественных организаций заботятся о будущем Родины и стараются внести свой вклад в дело ее укрепления и преображения.

— 55 лет жизни позади. Какое из достижений является для вас главным?

— У нас нет такого понятия, как достижение. Все, что мы делаем, определено Богом. Другое дело, все ли у нас получается. От ошибок не застрахован никто. Но главное, не лениться и трудиться над собой. До последних дней самосовершенствоваться. Наше сердце успокоится, лишь когда обретет Бога. Многие задаются вопросом: что такое счастье? Счастье — это состояние, когда ты становишься частью Божественной жизни и чувствуешь свою сопричастность со Всевышним.

— После школы вы работали на почте и кирпичном заводе. А после демобилизации из армии сразу попали в монастырь. Каков ваш путь к вере?

— Начальное религиозное образование и понимание веры я получил от своей мамы Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой. Она мечтала, чтобы кто-то из детей посвятил себя служению Господу. Я с детства молился, соблюдал посты. В нашем селе не было храма, поэтому на причастие удавалось выезжать только летом перед началом учебного года. Когда я жил в светском окружении, видел, как плохо люди относятся к Богу. Сельчане постоянно смеялись над верующими. Но мы, в отличие от них, были очень дружными, поддерживали друг друга. Никогда не чувствовали себя обделенными. Нас объединял единый дух любви. Внешняя обстановка сама вытолкнула меня в Церковь. Я почувствовал, что в миру у меня ничего не получится. Пытался устроиться на завод помощником мастера, но, поскольку не являлся комсомольцем, остался без комнаты в общежитии. Окружающая среда не давала возможности честно жить и работать. Верующему было невозможно устроиться в советском обществе, особенно молодому человеку, полному инициативы и собственных идей. Поэтому я и оказался в Церкви. Уже тогда осознал, что монашествующий больше отдает себя Богу, чем женатый священник, живущий в миру. Семейным батюшкам приходится выбирать между любовью к Церкви и семье, ежедневно решать житейские проблемы. Поэтому паства может остаться без должного внимания своего пастыря.

— Можно ли сегодня говорить, что Православная Церковь едина?

— Церковь не может не быть едина. К сожалению, появляются движения, стремящиеся отколоть людей от Церкви. Что касается Зарубежной и Русской Православной Церкви, то у нас полное единение. Пока есть проблемы на Украине, где до сих пор существует раскол. Но и там постепенно приходит понимание, что жить в единстве с Церковью гораздо лучше.

— Церковь много внимания уделяет воспитанию истинного патриотизма. Но сегодня все чаще молодые люди идут по пути агрессии, национализма…

— Фашизм и Православие — несовместимы. Ненависть и любовь по определению не могут идти рядом. Поэтому нацистские и другие подобные радикальные организации по своей сути деструктивны, они не могут научить молодежь чему-то полезному. Особенно непонятно, как могут прижиться эти течения в стране, которая 65 лет назад победила фашизм. Мы живем и трудимся благодаря той великой Победе.

— Каждый год мировая общественность вспоминает миллионы жизней, которые унесла война. Победа далась нашей стране тяжело и горько…

— Мы с благодарностью вспоминаем родных и близких, отдавших жизнь за свободу и независимость Родины. Война коснулась и нашей семьи: у меня погибли дедушка и дядя. Мы молимся о том, чтобы Господь подал всем воинам Царство Небесное, ибо они положили душу свою за народ и веру.

— Была ли война попущением Божиим по нашим грехам? Ведь в то время в стране наблюдался упадок веры…

— Такое всегда бывает, когда люди отворачиваются от Бога. Но из любого события нужно извлекать уроки. Победа пришла потому, что наш народ обратился к Богу в самом начале войны. Хотя до ее начала в стране Церковь подвергалась гораздо большим гонениям, чем в той же Германии. Все истинно русское выхолащивалось.

До войны даже Пушкина не любили, хотя он не имел никакого отношения к вере и религии. Просто поэт своими стихами прививал уважение к русским традициям. Укрепление русского духа помогло преодолеть фашистскую силу. Правда, при Хрущеве храмы вновь закрывались, а с религией яростно боролись. Так развивается наша страна. Народ обретает веру в испытаниях. Господь, видимо, особенно любит Россию, возлагает на нее надежды. Поэтому и спасает всегда от различных бед, в которые мы сами себя загоняем. Многие западные прагматики ошиблись, когда решили, что можно силой оружия победить русского человека. Наш дух не сломить, поэтому мы сильнее всех иноземных захватчиков! Думаю, что для мужчины большая честь быть призванным в армию. Плохо, что многие сегодня этого не понимают. Поэтому мы вводим институт полковых священников. Укрепляемая Церковью, наша армия несокрушима.

— Можно ли вас с Патриархом Кириллом назвать друзьями?

— У нас отношения, как у отца и сына. Я во всем стараюсь слушаться Патриарха и все беспрекословно выполнять.

— Святейший постоянно выходит в народ. Идет ли это на пользу Русской Православной Церкви?

— Безусловно. Патриарх всем показывает, что Церковь — это и есть народ. Русская Православная Церковь — это не закрытая структура, состоящая только из епископов и священников. Все мы — одно Тело Христово. Духовно наши люди очень сильны, но безумно затюканы различными идеологическими, экономическими и социальными невзгодами.

Патриарх Кирилл каждый раз старается дать людям мудрый совет, чтобы ситуация улучшилась. Ведь в России для полноценной жизни есть все. Господь даровал нам великие природные богатства: поля, леса и недра. Что нам мешает все это обустроить? Да просто каждый должен честно и добросовестно трудиться на вверенном ему клочке земли или участке работы.

— Святейший Патриарх вспоминает о своем родстве с Мордовией?

— Постоянно. Думаю, на Патриарха нахлынут особые чувства, когда он к нам приедет. Ведь в республике он провел свое детство, здесь похоронены его бабушка и дедушка. Святейший говорит так: «Моя родная и любимая Мордовия».

— Когда Предстоятель Русской Православной Церкви посетит наш регион?

— Специальная программа визита еще не подготовлена. Но планируется, что в июле 2011 года Святейший приедет в Мордовию на празднование 20-летия со дня образования Саранской епархии, на 10-летие канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова, пятилетие освящения кафедрального собора Саранска. Во второй части визита планируется освящение Казанской церкви на Светотехстрое. Также, надеюсь, Патриарх сможет посетить родные места в Ичалковском районе. А в 2012-м в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства для Святейшего подготовим другую программу пребывания.

— 20-летие отмечает Саранская епархия. Сделано немало…

— Работы еще очень много. К примеру, я считаю, что в Саранске не хватает храмов. Нет православных детских садов, гимназий и школ. Слабо развито паломничество. В Макаровском монастыре планируется создание молодежного центра, куда бы юные умы могли приезжать на каникулах. Там ребята могли бы развиваться духовно и укрепляться физически. Кстати, строительство в Макаровке только началось. Я уверен, что в перспективе мы все-таки создадим в Мордовии новый монашеский Афон.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами