Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца
Версия для печати
28 июня 2010 г. 18:19

28 июня 2010 года, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимые братья! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником для города Москвы, для всей нашей Церкви! Мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея Руси. Это был первый митрополит, поставленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, с чего и началась автокефальная история нашей Русской Церкви.

Поставлению митрополита Ионы предшествовали очень печальные обстоятельства, связанные с нестроениями в семье Православных Церквей. То было тяжелое время испытаний для Церкви Константинопольской, потому что велика была опасность оккупации Константинополя, его захвата турками, и естественно, что христиане Константинополя возлагали надежду на своих братьев-христиан. Чтобы защитить город и православную Византийскую империю, они взывали к христианской солидарности. Но в ответ им были предъявлены определенные условия. Помощь могла прийти только на тех условиях, которые предлагала Римская Церковь: требовалось принятие особенностей этой Церкви, ее вероучительных и канонических принципов. Мы знаем, что именно с этим был связан так называемый Флорентийский собор, когда православные подписали унию с Римом. Подписал ее и Московский митрополит Исидор.

Но Церковь наша не приняла унии, потому что люди ясно понимали, что дело это — не Божие, что под всем этим скрывается большой обман и политические факторы довлеют над церковным сознанием. И когда после подписания унии митрополит Исидор захотел вернуться в Москву и войти в сей кафедральный собор, Церковь его не приняла — он был изгнан из Москвы, а Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран митрополит Иона.

Мы знаем, что святитель Иона был человек святой жизни, и знаком его святости являются нетленные мощи, которые пребывают в этом соборе. Только что мы совершили перед ними молитву, призвав митрополита Иону, святителя и чудотворца, в помощь всем нам на путях христианской жизни, и верим, что по его молитвам Господь будет хранить и Церковь Русскую, и народ наш.

Но что есть путь христианской жизни? Сегодня мы слышали замечательные слова Спасителя из Евангелия от Иоанна: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Что означает этот образ? В каком смысле Господь говорит о Себе как о двери? Дверь — это некий символ начала пути. И Господь есть дверь для всей нашей жизни. Мы должны входить через Него. Но куда входить? Что это за пространство, куда Господь предлагает нам войти? Этим пространством является сотворенный Им мир, и Господь предлагает нам войти через Него в этот мир. Он предлагает нам начать путь — путь нашей жизни — через Него.

А что же это все означает для нас, современных людей? В каком смысле Христос может быть для нас дверью? В каком смысле Он может быть для нас началом пути? Его слово — истина, Им провозглашенная, — должно быть критерием, который каждый из нас в любых жизненных обстоятельствах будет прилагать к тем проблемам, с которыми нам приходится сталкиваться.

Мы знаем, что в современном обществе существует множество критериев. Люди отказываются от самого понятия истины, заменяя его плюрализмом человеческих взглядов и убеждений. Нас убеждают в том, что истины вообще не существует, что нет универсального критерия различения добра от зла, а имеется множество человеческих истин. Но если существует множество истин, значит, истины нет вообще. И для того, чтобы мы не соблазнялись — ни вчера, ни сегодня, ни завтра — нам и говорит Господь: «Я есмь дверь». Не та дверь, что справа или слева, а единственная Божественная дверь, и только тот, кто пройдет этой дверью, спасется.

Эти слова поражают сознание своей удивительной силой и бескомпромиссностью. Вопреки всем лжеучителям, которые сегодня говорят нам о существовании многих истин, Господь утверждает, что Он есть дверь ко спасению. Но мало войти, встать на путь — по этому пути нужно идти, а на каждом пути много трудностей. И вот здесь нужно не только памятовать о двери, через которую ты прошел, не только хранить истину — нужно уметь прилагать эту истину ко всем обстоятельствам жизни. Поэтому Господь и сказал не только: «Я есмь дверь», но и: «Я есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11). На этом жизненном пути Он как пастырь ведет нас, помогает нам прилагать истину в качестве универсального критерия, способного помочь каждому отличить добро от зла.

И еще в этом Евангелии содержатся удивительные слова о том, что у Пастыря — Спасителя есть много овец. Эти овцы принадлежат к разным дворам, но всех их нужно привести в Царство Небесное. И Господь говорит, что есть только один пастырь — это Он, и у Него будет едино стадо (Ин. 10, 16).

Когда мы сегодня задумываемся о множественности различных традиций, существующих в христианстве, о разделениях, которые присутствуют в христианской среде, мы, конечно, оплакиваем все эти разделения, которые ослабляют единое стадо Христово. Но вместе с тем мы возлагаем надежду на то, что слова Спасителя осуществятся в истории. Мы еще не знаем, как это произойдет: у нас нет видения, нет опыта жизни в едином стаде; но верим, что Господь таинственно, но реально ведет людей к этой цели — чтобы вокруг Него было собрано единое стадо — то самое стадо, что будет хранить истину, без которой не может существовать род человеческий. Все это требует от каждого христианина мудрости, мужества, глубокой веры. И сегодня мы молились святителю Ионе, чтобы он укреплял нашу веру, укреплял наше мужество, помогал нам идти тем путем, началом которого является Христос.

Я радуюсь возможности совершить сегодня Божественную литургию вместе с духовенством Владимирской епархии. Стало уже доброй традицией, что всякий раз, когда Патриарх служит в главном храме нашей Церкви — в Успенском соборе Московского Кремля, — ему сослужат представители различных епархий. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать владыку Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, вместе с представителями духовенства и мирян этой епархии <…>

Сегодня вместе с нами в храме находится также наш высокий гость пастор Олаф Твейт, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей. Радуюсь возможности встретиться с Вами, с Вашими спутниками. Сразу после богослужения у нас состоятся переговоры. Замечательно, что они пройдут здесь, на этой древней земле, овеянной всей историей Русской Православной Церкви. Пусть Господь помогает Вам в Ваших трудах.

Я хотел бы сердечно приветствовать представителей Владимирской области, губернатора Николая Владимировича Виноградова, представителя Президента во Владимирской области, мэра города Владимира и пожелать помощи Божией и процветания Владимирской области и всем ее жителям. Пусть благословение Божие пребывает над всеми вами. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Другие статьи

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля

Патриаршая проповедь в Неделю 2-ю Великого поста после Литургии во Владимирском храме в Тушине г. Москвы

Патриаршая проповедь в Неделю Торжества Православия после Литургии в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь в четверг первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Донском монастыре г. Москвы

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове

Патриаршая проповедь в понедельник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Храме Христа Спасителя