Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Начата реставрация надвратной иконы на Спасской башне Московского Кремля

Начата реставрация надвратной иконы на Спасской башне Московского Кремля
Версия для печати
29 июня 2010 г. 14:02

29 июня 2010 года на Спасской башне Московского Кремля начались работы по открытию надвратной иконы, сообщает портал «Интерфакс-религия».

Утром специалисты приступили к снятию слоя штукатурки, под которым находятся металлическая сетка и решетка, примерно на 10 сантиметров отстоящая от иконописного изображения.

«Могу свидетельствовать: икона там точно есть. Кроме слов восхищения теми, кто сохранил икону, ничего сказать не могу», — заявил журналистам председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного  В.И. Якунин, лично поднявшийся на строительные леса у Спасской башни, чтобы присутствовать при начале реставрации.

Он призвал всех, кто может обладать какой-либо информацией об обстоятельствах сохранения икон на Спасской и Никольской башнях в советские годы, передавать эти сведения в Фонд, еще в 2007 году выступивший с инициативой восстановления святынь.

В свою очередь, реставратор С. Филатов заявил, что реставрационные работы на Спасской башне продлятся около двух месяцев.

«Живопись очень аккуратно закрыта решеткой, что говорит о том, что закрывал ее профессиональный реставратор», — отметил эксперт.

Он напомнил, что икона Спаса Смоленского, выполненная в масляной технике, находилась на кремлевской башне с XVII века. Образ несколько раз реставрировали, последняя реставрация проводилась в 1895 году. В ближайшие дни, по словам С. Филатова, начнутся работы и по открытию надвратной иконы на Никольской башне Кремля.

В феврале 2010 г., после проведения необходимых согласований инициативной группой во главе с В. Якуниным, было принято решение провести натурные исследования в киотах башен. 23-27 апреля экспертами были сделаны зондажи в киотах, исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки.

Справка

Чаще всего названия башен Кремля связаны с иконами, которые на них располагались. Спасская башня получила свое название по иконе Спасителя; над воротами Никольской башни располагалась икона святителя Николая Чудотворца.

До революции иконы на Спасской и Никольской башнях были особо почитаемы народом. Спасские ворота являлись главными из всех Кремлевских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой.

От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. 1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль. Все крестные ходы из Кремля шли через Спасские ворота, все правители России начиная с царя Михаила Федоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо. В конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. 22 мая 1918 года Патриарх Тихон совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего направился во главе крестного хода к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его образом над вратами.

Вопрос о возвращении икон на башни Кремля не раз поднимался российской общественностью. Фонд Андрея Первозванного выступил с инициативой восстановления надвратных икон на башнях Московского Кремля в 2007 году. Инициатива была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и получила благословение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Для предварительной проработки вопроса возможности восстановления икон при Фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, которую возглавил В.И. Якунин. В группу также вошли директор ФСО РФ Е.А. Муров, заместитель директора ФСО РФ С.Д. Хлебников, управляющий делами Президента РФ В.И. Кожин, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) А.В. Кибовский, генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина, президент Фонда Андрея Первозванного С.Е. Щеблыгин, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного, руководитель рабочей группы проекта М.И. Якушев.

Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку.

Долгое время считалось, что все иконы, располагавшиеся на кремлевских башнях, полностью утрачены. Однако не существует документально подтвержденных данных о том, что иконы уничтожены. Членами инициативной группы было сделано предположение, что иконы на Спасской и Никольской башнях сохранились в киотах под слоем штукатурки.

В феврале 2010 года после проведения необходимых согласований инициативной группой было принято решение провести натурные исследования в киотах указанных башен. Был проведен конкурс среди организаций, специализирующихся на подобных работах. В результате тендер выиграло ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление».

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. В ближайшее время соответствующими специалистами будет проработан вопрос о раскрытии и реставрации обнаруженных изображений.

По имеющимся историческим материалам на Спасской башне располагается икона Спасителя с припавшими к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом. Есть основания предполагать, что на Никольской башне сохранилась фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века. В лекциях известного искусствоведа И.Э. Грабаря есть упоминание о том, что после обстрела иконы в октябре 1917 года была предпринята реставрация этого изображения, в ходе которой были сняты более поздние красочные слои и обнаружена фреска, относящаяся к концу XV или началу XVI века.

В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Представители Церкви приняли участие в совещании по вопросам реставрации объектов культурного наследия Пскова и Псковской области

Митрополит Минский Вениамин принял участие в открытии выставки художников Белоруссии и России «Союзное государство — единство через культуру»

Министр культуры России и глава Нижегородской митрополии обсудили вопросы реставрации храмов в Нижегородской области

Окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» обсудили на встрече председателя Патриаршего совета по культуре с представителями музейного сообщества

Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского

Состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации

Состоялось заседание совета экспертов Патриаршей литературной премии

Состоялось совещание, посвященное сотрудничеству Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и Центрального музея российского казачества

Главный редактор Издательства Московской Патриархии посетил с рабочим визитом Магаданскую епархию

Издательство Московской Патриархии выпустило каталог-ежегодник «Христианское искусство — 2024»