Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Благовещенская и Тындинская епархия

Версия для печати
29 июня 2010 г. 20:31

Образование епархии

Благовещенская епархия фактически была образована в 1858 г., хотя до 1870 г. продолжала именоваться Камчатской, Курильской и Алеутской, а до 1899 г. — Камчатской и Благовещенской. С середины 1930-х гг. по причине гонений на Церковь епархия лишилась архипастырского управления и была восстановлена 28 декабря 1993 г.

Епархия была образована благодаря миссионерским трудам и заботе об освоении Россией Приамурья свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского. Ради достижения успеха православной миссии на дальневосточных окраинах России он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода несколько раз переносил епархиальную кафедру из одного города в другой — для удобства ведения миссии и руководства обширной епархией.

Первым таким городом стал Новоархангельск (порт о-ва Ситка в Северной Америке). В 1852 г. свт. Иннокентий переехал в Аянский порт на Охотском море не только ради удобства сообщения с Камчаткой, но и для того, чтобы иметь «больше возможности следить за Амурскими делами».

10 апреля 1853 г. свт. Иннокентий назначил на Амур миссионером своего сына священника Гавриила Вениаминова: скорейшее обустроение православной миссии и содействие скорейшему закреплению левобережья Амура за Россией было важнейшим делом. Здесь свт. Иннокентий был сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского и адмирала Г.И. Невельского. О проблеме скорейшего заселения и освоения Приамурья свт. Иннокентий высказался в записке «Нечто об Амуре».

С сентября 1853 г. кафедральным градом святителя стал Якутск. 5 мая 1858 г. он прибыл в ст. Усть-3ейскую, где 9 мая им был совершен молебен и заложен камень в основание храма Благовещения Пресвятой Богородицы. 5 июля последовал указ императора Александра II об основании здесь г. Благовещенска. При выборе имени главного города Приамурья решающее значение имело мнение графа Н.Н. Муравьева-Амурского. Он, по свидетельству его духовника, желал, чтобы устраиваемый на Амуре город был назван «Благовещенском в память того, что самый деятельный его сподвижник, Преосвященный архиепископ Камчатский Иннокентий, начально в сане священника служил в Иркутске при Благовещенской церкви».

Определением Синода от 21 декабря 1858 г. Благовещенск был определен кафедральным городом Камчатской епархии. При епархии были образованы два викариатства — одно в Якутске («по особенности языка и обычаев населения, отличающего Якутскую область от всех прочих»), а другое в Новоархангельске. Синодальным указом от 31 декабря 1858 г. архиепископу Камчатскому, Курильскому и Алеутскому Иннокентию предписывалось «приступить к избранию места для устройства на Амуре всех необходимых зданий епархиального ведомства, именно между устьями Зеи и Буреи, на которое место указываете Вы сами». Владыка Иннокентий выехал из Якутска 11 февраля 1860 г., а 24 мая того же года прибыл в Благовещенск.

В 1862 г. по плану свт. Иннокентия в Благовещенске был выстроен архиерейский дом. Вскоре трудами архиерея было построено духовное училище. Строящийся с 1858 г. Благовещенский кафедральный собор был освящен святителем Иннокентием 11 апреля 1864 г.

Благовещенская епархия при преемниках свт. Иннокентия

Получив 18 января 1868 г. известие о назначении на Московскую кафедру, свт. Иннокентий отправил депешу обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А. Толстому с пожеланием видеть своим преемником на Благовещенской кафедре епископа Селенгинского Вениамина (Благонравова), викария Иркутской епархии, начальника Забайкальской духовной миссии.

17 марта 1868 г. епископ Вениамин получил назначение в Благовещенск. Сначала он, как и свт. Иннокентий, именовался Камчатским, Курильским и Алеутским, но с выделением в 1870 г. из Камчатской самостоятельной Алеутской епархии стал именоваться Камчатским и Благовещенским. С приездом в Благовещенск епископа Вениамина связано возвращение в Приамурье Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть». Албазин — русская крепость на Амуре, основанная Е.П. Хабаровым в 1650 г. В Спасский монастырь, располагавшийся близ Албазинского острога, многочтимую икону зимой 1665/66 гг. принес иеромонах Гермоген. Икону, находившуюся до этого в Сретенске, 20 июля 1868 г. епископ Вениамин перенес в г. Благовещенск.

При непосредственном участии епископа Вениамина в 1871 г. в Благовещенске была открыта первая на Дальнем Востоке духовная семинария. 6 июля 1882 г. вместо деревянного было заложено каменное трехэтажное здание, а 6 октября состоялось его освящение. Семинарская церковь была посвящена святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. С 1882 г. при семинарии действовало духовное училище. Существовала семинария до 1918 г.

После перевода епископа Вениамина на новое место служения Приамурскую и Благовещенскую кафедру последовательно замещали епископы Павел (Попов, 1873-1877), Мартиниан (Муратовский, 1877-1885), Гурий (Буртасовский, 1885-1892), Макарий (Дарский, 1892-1897). Все они к моменту назначения на Благовещенскую кафедру уже имели опыт миссионерской деятельности.

По инициативе епископа Макария в 1894 г. стали издаваться «Камчатские епархиальные ведомости». Указом Святейшего Синода от 8 марта 1899 г. они были переименованы в «Благовещенские епархиальные ведомости» и, начиная с № 10 за 1899 г., выходили под новым названием. Среди публиковавшихся материалов значительное место занимали статьи по миссионерской тематике. На титульном листе ведомостей помещалась Албазинская икона Божией Матери.

С начала 1880-х гг. Благовещенск становится крупным торговым центром, а также центром переселенческого движения в Приамурье. Это наложило свой отпечаток и на развитие епархиальной жизни: потребовались большие усилия по созданию новых церквей, церковно-приходских школ, а также усилия по противодействию приезжающим группам сектантов. 9 марта 1886 г. епископ Гурий открыл Православное братство Пресвятой Богородицы — благотворительное общество при кафедральном соборе г. Благовещенска, целью которого была защита православной паствы от влияния сект. Братство имело обширную библиотеку и проводило внебогослужебные чтения и публичные миссионерские собеседования.

Многие важные страницы истории Благовещенской епархии связаны с благодатными явлениями, проистекавшими по молитвам верующих перед Албазинской иконой Божией Матери. Указом Синода в 1885 г. был учрежден общеепархиальный праздник в честь этой иконы, который стал ежегодно совершаться 9 (22) марта. Тогда же была составлена молитва, которая до сего дня читается перед образом. Епископ Гурий, бывший до епископской хиротонии ректором Благовещенской духовной семинарии, ввел еженедельное чтение акафистов Божией Матери перед Албазинской иконой. С того времени пошла на убыль, а вскоре прекратилась в Благовещенске и его окрестностях эпидемия дифтерита, на протяжении нескольких лет уносившая множество жизней. В 1891 г. перед Албазинской иконой молился цесаревич Николай — будущий император Николай II, посетивший Благовещенск во время своего кругосветного путешествия.

С 4 октября 1897 г. до 1 января 1899 г. епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским был Преосвященный Евсевий (Никольский). После преобразования Камчатской епархии и выделения из нее Владивостокской епархии он стал первым епископом Владивостокским и Камчатским (с 1906 г. — архиепископ). В 1899–1900 гг. в «Благовещенских епархиальных ведомостях» публиковалось описание миссионерского путешествия епископа Евсевия по епархии, протяженность которого составила 20 тысяч верст. Архипастырь много потрудился в деле миссии в Уссурийском крае и скончался в 1922 г. в сане митрополита Крутицкого.

Благовещенская епархия в XX веке

Первым епископом с титулом Приамурский и Благовещенский стал Преосвященный Иннокентий (Солодчин), воспитанник Алтайской духовной миссии, трудившийся в ней на миссионерском поприще с середины 1860-х гг. и прошедший все ступени миссионерского служения. 9 февраля 1900 г. в Томске состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа, которую возглавил архиепископ Томский и Алтайский Макарий (Невский).

После выделения самостоятельной Владивостокской епархии в Благовещенской осталось 66 приходов; казачьих приходов по Амуру — 21. На 1 января 1900 г. в епархии насчитывались 81 церковь, 99 часовен, 51 приходское попечительство; духовенства: пять протоиереев, священников — 71, диаконов — 19, псаломщиков — 60. Общее количество православного населения составляло около 140 тысяч человек.

При владыке Иннокентии духовная миссия Благовещенской епархии состояла из двух отделений — гольдского и гилякского. В 1899 г. миссия имела 16 станов: пять — в гольдском отделении и 11 — в гилякском; при этом пять станов не имели постоянных миссионеров. Миссионеры епархии проповедовали среди гольдов (нанайцев), гиляков (нивхов), тунгусов (эвенков), негидальцев и орочей. Большинство коренного населения епархии было крещено. В 1880-е гг. миссионерами было издано Евангелие от Матфея на гольдском языке, а также выпущены на гольдском языке: азбука, толковый молитвослов, краткий катехизис и огласительное поучение.

26 марта 1900 г. по инициативе ректора Благовещенской семинарии архимандрита Антонина в Благовещенске было открыто Иоанно-Богословское братство для вспомоществования недостаточным ученикам духовной семинарии и соединенного с нею духовного училища. В период русско-японской войны братство оказывало помощь и семьям российских воинов.

Во время боксерского восстания в Китае в 1900 г. китайцы 19 дней осыпали снарядами Благовещенск. Епископ Иннокентий при участии множества духовенства и жителей города служил перед Албазинской иконой молебны с акафистами. Благовещенский кафедральный собор остался невредимым, убитых не было. Благодарные благовещенцы восприняли это заступничество Божией Матери как «новый Покров» над городом.

Преемником Преосвященного Иннокентия на кафедре стал епископ Никодим (Боков, 1900-1906). Как и его предшественники, епископ Никодим совершал миссионерские путешествия для проповеди Евангелия коренным народам Приамурья. По инициативе владыки в епархии стали проводиться ежегодные съезды благочинных и депутатов духовенства.

14 июня 1905 г. Святейший Синод сообщил Сенату, что им постановлено учредить в Зазейском крае на устье реки Будунды мужской монастырь в честь Успения Божией Матери. В феврале 1908 г. в монастырь была принесена в дар с Афона икона великомученика Пантелеимона. В миссионерских целях монастырь расположили в районе Благовещенска, населенном сектантами. К нему был приписан известный всем благовещенцам т.н. Щадринский собор — самый большой храм города, построенный на пожертвования купца С.С. Щадрина (взорван в 30-е годы).

При епископе Приамурском и Благовещенском Владимире (Благоразумове, 1906-1909) в 1908 г. был учрежден Градо-Благовещенский Богородично-Албазинский женский монастырь. В 1915 г. при монастыре была открыта церковно-приходская школа, где обучались 12 мальчиков.

При его преемнике епископе Евгении (Бережкове, 1909-1914) в Благовещенской епархии было построено 20 церквей и получено разрешение на строительство 11 храмов; открыто около 50 церковно-приходских школ.

К 1917 г. территория Благовещенской епархии включала земли нынешних Амурской области и Приморского края. В епархии было 96 церквей, два монастыря, 83 церковно-приходских школы (более 4 тыс. учащихся), 91 священник, 17 диаконов. В г. Благовещенске было более 20 православных храмов (все они в годы гонений на Церковь были разрушены; Благовещенский кафедральный собор сгорел в 1924 г.).

С 11 июня 1914 г. до ареста в ночь с 27 на 28 августа 1924 г. епархией управлял Преосвященный Евгений (Зернов), возведенный 30 ноября 1923 г. в сан архиепископа. После ареста в Благовещенске, пока архипастырь-исповедник содержался в тюрьме, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». Еды собирали столько, что владыка Евгений мог кормить всех вместе с ним заключенных. В 1924-1927 гг. он находился в Соловецком лагере особого назначения, принимал участие в составлении «Соловецкого послания» (июль 1926 г.). После долгих лет тюрем и лагерей, а также ряда назначений на различные кафедры, которыми по причине гонений было трудно или невозможно управлять, этот архипастырь в 1934 г. был назначен митрополитом Горьковским; в 1935 г. вновь арестован и приговорен к трем годам заключения, затем в карагандинском лагере — к расстрелу; расстрелян 20 сентября 1937 г.

Сохранились сведения, что с 12 сентября 1930 г. по 9 сентября 1932 г. епископом Благовещенским был владыка Иннокентий (Тихонов), а со 2 октября 1932 г. по 1935 г. — Преосвященный Герман (Коккель) (расстрелян 2 ноября 1937 г.). Данные о том, могли ли они вступить в управление Благовещенской епархией, пока не найдены. Известны имена и обновленческих «архиереев» 1920-х — начала 1930-х гг., считавших себя Благовещенскими епископами: Александр Введенский II, Григорий Климчук, Феодор Турбин. Из григорианцев известно имя Иринарха Павлова.

В начале 40-х годов все сибирские и дальневосточные епархии были лишены своих архипастырей. После окончания Великой Отечественной войны в Приамурье началось возрождение церковной жизни. 26 февраля 1943 г. архиепископом Новосибирским и Барнаульским, а также временно управляющим Иркутской епархией был назначен владыка Варфоломей (Городцев).

В период с 1946 по 1990 гг. Хабаровская и Владивостокская епархия (с 1958 по 1988 гг. — Хабаровская и Приамурская) была фактически присоединена к Иркутской епархии. С 1990 по 1993 гг. Благовещенск являлся вторым кафедральным градом образованной Хабаровской и Благовещенской епархией.

Восстановление Благовещенской епархии

28 декабря 1993 г. на заседании Священного Синода было принято постановление: «Восстановить Благовещенскую епархию. Епархиальным архиереям Благовещенской епархии носить титул "Благовещенский и Тындинский"» (журнал №124). На этом же заседании Синода временное управление воссозданной епархией было поручено епископу Хабаровскому и Приамурскому Иннокентию (Васильеву) (ныне архиепископ Корсунский).

21 апреля 1994 г. постановлением Священного Синода епископом Благовещенским и Тындинским назначен Преосвященный Гавриил (Стеблюченко).

Когда после многих лет гонений на Церковь в Благовещенске в 1946 г. был открыт первый православный приход, то ему было передано здание бывшего костела, поскольку ни одного православного храма в городе не сохранилось. В воскресенье 7 ноября 1991 г. торжественным крестным ходом сюда была принесена чудотворная Албазинская икона Божией Матери, находившаяся в запасниках Амурского областного краеведческого музея. Этот храм и стал первым кафедральным собором Благовещенской епархии.

При вступлении на кафедру епископа Гавриила в Амурской области было три прихода. Весной 1997 г. началось строительство нового кафедрального собора. В 2000 г. в дни Рождества Христова в нем была отслужена первая Божественная литургия, а с Рождества 2003 г. начались постоянные богослужения. Новый собор возведен на месте двух разрушенных прежде церквей — во имя свт. Николая (первого в Приамурье храма) и Покрово-Никольского храма.

В 1997 г., когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова), в центре г. Благовещенска ему был установлен памятник, а прилегающий к памятнику переулок назван его именем. В с. Иннокентьевка Архаринского района Амурской области в 1997 г. был открыт приход в честь святителя.

В 1998-2001 гг. был выстроен Свято-Троицкий собор в г. Тында. Бывший храм в Тынде, переоборудованный из здания библиотеки, передали новообразованному Свято-Покровскому женскому монастырю.

C 2001 г. в 12 километрах от г. Зея обустраивается женский монастырь.