Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью секретаря Управления делами Московской Патриархии игумена Саввы (Тутунова) порталу «Интерфакс-Религия»

Интервью секретаря Управления делами Московской Патриархии игумена Саввы (Тутунова) порталу «Интерфакс-Религия»
Версия для печати
2 июля 2010 г. 18:27

В интервью порталу «Интерфакс-Религия» секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) рассказал о деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

— Часто можно слышать о том, что Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви — это новый консультативный орган церковного управления. А что это означает?

— Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года, объединивший архиереев, клириков, мирян, еще раз продемонстрировал настоятельную необходимость в общении всех слоев нашей Церкви. Основной целью созыва последнего Поместного Собора были выборы Патриарха Московского и всея Руси, поэтому и продолжительность работы Собора ограничивалась двумя днями. Однако в ходе пленарных заседаний стало совершенно очевидно, что у церковного сообщества есть потребность обсуждать актуальные и острые проблемы сегодняшнего времени. Тогда избранный на Московский Патриарший престол митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил продолжить начатый на Поместном Соборе диалог в рамках Межсоборного присутствия. Этот постоянно действующий орган объединил архипастырей, пастырей, монашествующих, мирян. Члены Присутствия регулярно собираются для обсуждения, изучения, подготовки экспертных докладов, выработки решений по важным вопросам современной церковной действительности. То есть Межсоборное присутствие — это консультативный орган, помогающий высшему церковному управлению давать вопрошающим четкие, грамотные, взвешенные ответы и представляющий на рассмотрение Священному Синоду, Архиерейскому и Поместному Соборам важные документы. Присутствие призвано помочь священноначалию, например, систематизировать богослужебную практику, источники по каноническому праву, разработать или дать оценку просветительским, миссионерским, социальным, катехизаторским, информационным проектам, претворять в жизнь полезное и нужное, отсекая пустое и лишнее.

— А по какому принципу определяются направления работы Межсоборного присутствия? Как создавались комиссии? Почему их тринадцать? Почему они посвящены, например, богословию, церковному управлению, каноническому праву, приходским практикам, проблеме расколов, взаимоотношениям с инославным миром?

— Первоначально Священный Синод в июле 2009 года определил некую общую повестку дня Межсоборного присутствия, обозначил темы для развития деятельности этого органа. Тринадцать направлений комиссий Присутствия, как мне кажется, покрывают все стороны жизни Церкви: богословие, церковное управление, церковное право, богослужение и церковное искусство, приходскую жизнь и приходскую практику, миссию, монашество и жизнь монастырей, духовное образование и религиозное просвещение, социальную деятельность и благотворительность, взаимодействие Церкви, государства и общества, противодействие церковным расколам и их преодоление, отношение к инославию и другим религиям, информационную деятельность Церкви и отношения со СМИ.

— А по какому принципу избирались члены Присутствия? Будет ли меняться его состав? Может быть, предусмотрена какая-то ротация?

— Согласно Положению о Межсоборном присутствии, его состав избирается Священным Синодом. Для его определения в рамках подготовительной комиссии по созданию Присутствия проводились длительные консультации с многочисленными собеседниками — руководителями Синодальных учреждений, деятелями церковной общественности. В результате были представлены определенные предложения Священному Синоду с тем, чтобы Межсоборное присутствие включило в себя все возможные тенденции и максимальное число компетентных людей. К сожалению, но это было неизбежно, пришлось ограничивать список всех рекомендованных кандидатов, так как чрезмерное расширение этого органа приведет к ступору. Присутствие нацелено на достаточно быстрое реагирование и призвано к активной, интенсивной работе. В противном случае, оно потеряет свою актуальность и необходимость, превратившись в бесполезную надстройку системы управления. В конечном итоге Священный Синод рассмотрел предложения, выбрал из них членов нынешнего состава Межсоборного присутствия. Сегодня в нем числится 140 человек.

Состав Присутствия пересматривается Священным Синодом по представлению Патриарха раз в четыре года. Кроме того, если это необходимо, Синод может дополнительно ввести новых членов, как это было сделано в марте этого года, когда в комиссию по вопросам организации жизни монастырей и монашества были включены представители прославленных обителей русской земли — Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни, Серафимо-Дивеевского монастыря.

— А как работа Межсоборного присутствия может повлиять на жизнь простых верующих?

— Знаете, такой вопрос можно задать относительно деятельности любого Cинодального учреждения. Структура Русской Православной Церкви такова, что есть Патриарх, Священный Синод, правящие архиереи, благочинные, настоятели и простые прихожане. Последние видят, как влияет на их жизнь настоятель, но вряд ли осознают, как влияют на их жизнь благочинные. Пожалуй, эта схема применительна ко всей системе церковного управления. Межсоборное присутствие готовит решения священноначалия по принципиальным направлениям бытия нашей Церкви. Присутствие — это экспертная дискуссионная площадка, позволяющая Церкви дать оценку важным современным процессам, которые затрагивают, волнуют церковное общество. Безусловно, в конечном итоге эта работа повлияет на жизнь каждого прихода и каждого верующего.

В Церкви многие процессы поэтапны: различные решения принимаются на Поместных и Архиерейских Соборах, Священном Синоде, епархиальных собраниях и советах, а потом находят свое применение на уровне благочиний и приходов. Безусловно, не всегда эта схема работает «сверху вниз», нередко инициативы с мест поддерживаются сначала епархиальной властью, после чего перенимаются в соседних регионах и, затем, воспринимаются всей Церковью. Мне кажется, что Межсоборное присутствие будет не только способствовать созданию новых проектов, но и расширению в общецерковном масштабе уже существующих успешных программ, эффективных практик.

Для наглядности приведу пример из работы комиссии по вопросам церковного управления и механизмов соборности в Церкви, в которой я являюсь секретарем. Одной из приоритетных тем мы выбрали социальную и материальную поддержку клира, причта и их семей. Мы пытаемся помочь епархиям решить этот злободневный вопрос, найти принципиальный подход к проблеме обеспечения церковно- и священнослужителей, а также их семей. А ведь особенно в регионах есть нищенские приходы, которые не могут полностью содержать своих клириков, из-за чего священнослужитель вынужден окормлять несколько общин, параллельно с этим заниматься дополнительной, в том числе преподавательской, деятельностью. Среди этой категории духовенства есть настоятели одноклирных приходов деревенского уровня или небольших храмов в районных центрах, или бедных городских церквушек. Получается, клирик не может полностью посвятить себя приходу. Если мы правильно разработаем программу социальной и материальной поддержки наших пастырей, чтобы они смогли прокормить свои семьи, дать детям хорошее образование, тогда духовенство будет усерднее заботиться о благополучии своего прихода и, таким образом, больше уделять времени своим прихожанам.

— Межсоборное присутствие является своего рода интеллектуальной площадкой Церкви. Как простые люди узнают о деятельности комиссий? Могут ли они представлять свои комментарии по темам, которые Присутствие изучает?

— Мы рассказываем о своей деятельности на официальном сайте Русской Православной Церкви, где создана специальная рубрика. Кроме того, это интервью также является способом информирования всех неравнодушных к данной деятельности Церкви.

Участники первого заседания президиума подчеркнули, что Присутствие эффективно заработает, когда будет налажена интерактивность. Сегодня информация играет в обществе не последнюю роль, и нужно интегрировать межсоборные дискуссии, например, в интернет-среду, создавая форумы, блоги. На этих ресурсах люди будут иметь возможность обсуждать актуальные проблемы. Сейчас это направление Межсоборного присутствия находится в стадии разработки. Однако заверяю, что данному направлению мы стараемся уделить максимальное внимание.

— В начале XX века в Русской Православной Церкви существовало Предсоборное присутствие. Многое ли из его работы перенесено на деятельность Межсоборного присутствия? Повлияло ли оно вообще на жизнь Русской Церкви?

— Относительно перенесения опыта Предсоборного присутствия на ныне созданную структуру можно, скорее, говорить о типологическом преемстве. Предсоборное присутствие было полностью нацелено на подготовку ожидаемого, уже тогда, в 1906 году, Поместного Собора. То есть оно не было призвано к постоянному взаимодействию священноначалия, клириков и мирян для обсуждения актуальных тем. В то время речь шла о необходимости коренного реформирования Церкви с предложением принципиальных идей по изменению церковного строя. Сейчас ситуация иная, и в подобных процессах Русская Церковь не нуждается. Церковь заинтересована в своевременном экспертном реагировании на возникающие вопросы современности. В отличие от Предсоборного присутствия, Межсоборное присутствие — постоянно действующий орган, где происходит регулярное взаимодействие священноначалия с духовенством и мирянами.

Схожесть этих органов высшего церковного управления наблюдается в том, что они призваны созвать максимальное число специалистов, представителей различных церковно-общественных течений.

Что касается содержания работы Предсоборного присутствия, то оно имело очень сильную привязку к тому времени и едва ли в буквальном смысле может быть перенесено на нашу деятельность.

— Известно ли, как работа Предсоборного присутствия оценивалась тем обществом и как оно в целом влияло на общество того времени?

— Есть существенная разница: в то время СМИ действовали совершенно по-другому, не было Интернета, поэтому влияние этого органа на общество трудно сегодня проследить.

С 1905 года начались активные церковно-общественные дискуссии относительно необходимости реформ в Церкви. В центральной церковной прессе, и даже не только в ней, но и в епархиальной прессе за 1905 год, появились сотни и тысячи статей, посвященных вопросам реформирования. Предсоборное присутствие 1906 года эти дискуссии переработало в более формальный вид. Его деятельность под конец была немножко скомкана: орган завершил свою деятельность достаточно быстро, было проведено две сессии по нескольку месяцев. Но позднее, начиная с 1912 года, стал работать другой орган — Предсоборное совещание, который переработал документы Предсоборного присутствия в законопроекты решений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов.

— Вы являетесь секретарем Управления делами Патриархии и участвуете в налаживании взаимоотношений между центром и регионами. Известны ли Вам отклики из епархий, как они относятся к деятельности Присутствия?

— В состав Присутствия входят многие представители епархий, поэтому, полагаю, их участие в работе органа, в его дискуссиях также является выражением мнений регионов. Я получал отклики из отдаленных епархий. Известие о том, что Межсоборное присутствие позволит регионам принять участие в общецерковной жизни, получило у них живой отклик. Многие надеются, что Присутствие, помимо прочих инициатив Святейшего Патриарха Кирилла, позволит укрепить церковное единство и оживить жизнь церковной общественности. А в ходе дискуссий на комиссии по церковному управлению был поставлен вопрос о целесообразности открытия епархиальных отделений Межсоборного присутствия. Считаю, что эта инициатива своевременная и логичная.

Кроме того, наша комиссия привлекла епархии к участию в общецерковных обсуждениях посредством опросов: Управлением делами Патриархии были разработаны и разосланы специальные анкеты. Ряд епархий проявил максимальную заинтересованность и прислал в аппарат Присутствия исчерпывающие ответы, конкретные предложения по темам «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления», «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» и «Социальная поддержка духовенства и причта, а также семей священнослужителей. Материальное обеспечение клира». Все они будут учтены и использованы при создании итоговых документов.

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Нижегородский Георгий: «Своему призванию мы должны отдавать себя без остатка»

Митрополит Нижегородский Георгий: «Мы верим, что Господь пребывает среди нас, когда мы обсуждаем проблемы монашества»

Митрополит Воронежский Сергий: «Чтобы восторжествовала правда Божия на Земле…»

Преобладание сферы духа — залог здоровья души. Интервью митрополита Воронежского и Лискинского Сергия

Игумения Серафима (Шевчик): «Не надо воевать с народом Божиим»

Епископ Зеленоградский Савва: О переводе богослужения на русский язык не идет речи

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»

Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»

Митрополит Волоколамский Иларион: Русская Церковь не рассматривает вопрос о смене календаря и Пасхалии

Митрополит Волоколамский Иларион: В церковно-государственных отношениях посредник не требуется