Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Иконостас Троицкого храма в Никитниках

Иконостас Троицкого храма в Никитниках
Версия для печати
21 июня 2006 г. 12:11

В связи с конфликтом, вызванным намерением руководства Государственного Исторического музея изъять из Троицкого храма в Никитниках ряд старинных и особо почитаемых икон, Пресс-служба Московской Патриархии публикует справку об иконостасе этой замечательной столичной церкви XVII века.   

Позолоченный деревянный иконостас главного престола в Троицком храме в Никитниках  выполнен московскими и ярославскими резчиками по росписи интерьеров в 1640-х годах.

В иконостасе есть иконы строгановского письма, многие иконы местного ряда выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова.

Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я.Казанца, С.Ушакова и Г.Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С.Ушаков), а также чудотворная Грузинская  икона считаются святынями.

Икону «Владимирской богоматери» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор — главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита — собиратель русских земель — и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне, представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. Портреты царя и царицы Ушаков постарался сделать как можно более живоподобными, наделив образы индивидуальными чертами.

В XVI -XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. Примером служит икона «Благовещение с акафистом» Симона Ушакова, обрамленная двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак «Взбранной Воеводе» заключает в себе общую мысль Акафиста, т.е. «победные и благодарственные моления» избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патриарх Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается — налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн.

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Иверии. Она была захвачена персами в 1622 году, когда персидский шах Аббас пленил грузинскую землю. Впоследствии ее купил бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Во сне Лыткин получил от Бога откровение о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отправить ее в Красногорский мужской монастырь Apxaнгельской епархии. По прибытии в Россию икона была помещена в Черногорскую обитель. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. В дремучих лесах икона прославилась многими чудотворениями.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же был снят точный список, поставленный в храме Троицы в Никитниках близ Варварских ворот. Смертоносная язва прекратилась.

По материалам РИА «Новости»

 

Все материалы с ключевыми словами