Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архимандрит Алексий (Поликарпов): О монастыре в городе и своем монастыре

Архимандрит Алексий (Поликарпов): О монастыре в городе и своем монастыре
Версия для печати
1 июня 2013 г. 11:50

В 2013 году исполняется 30 лет со времени возрождения духовной жизни в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы. Основанная в XIII веке благоверным князем Даниилом обитель стала первым московским общежительным монастырем. В ХХ веке Данилов стал первым из столичных монастырей, возвращенных Русской Православной Церкви решением советского правительства. Об особенностях монашеской жизни в городе и своем монастыре рассказывает наместник обители архимандрит Алексий (Поликарпов).

В некотором смысле большой городской монастырь обречен быть «музеем». К нам, как и в другие монастыри, тоже приходят туристы в шортах и женщины без платков. Мы стараемся смотреть на них с любовью и благодарностью. Все-таки они пришли в монастырь, а не на дискотеку, пришли, чтобы посмотреть на храмы, иконы... Человек, кем бы он ни был, может зайти однажды в церковь, чтобы поставить свечку, и остаться там навсегда.

К нам приходит очень много людей, но монастырь от этого не перестает быть монастырем. Я сам — постриженник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Не нужно объяснять, какое количество людей бывает в Лавре — особенно по праздникам, когда трудно даже просто пройти по территории. Но мы жили там и благодарили Господа, что находимся в Лавре. Для всех нас этот монастырь был и остается самым лучшим.

Меня спрашивают, почему в Даниловом нет дней или часов, когда обитель закрыта для посторонних. Но для нас непредставима ситуация, когда человек, придя в монастырь, оказывается у закрытых врат. В течение всего дня у каждого пришедшего к нам есть возможность задать священнику свои вопросы. На ночь мы, конечно же, закрываемся.

Не все из нашей братии «искали Москвы». Кто-то находится тут по послушанию и хотел бы жить более уединенно. Но мы, монахи, вообще все находимся на своих местах по послушанию. А когда человек живет по послушанию, то все для него становится и приемлемым, и возможным, и полезным.

Новоначальных или духовно некрепких насельников обители мы, конечно же, стараемся не ставить на послушания, где им приходилось бы плотно соприкасаться с народом. Если к нам приходит человек и мы видим, что он пока еще не сформировался духовно, то можем направить его на некоторое время на подворье под Москвой или в Рязанской области. Это не означает, что мы посылаем послушника к старцам, которые будут его поучать. На подворье человек оказывается в уединенной обстановке, где кроме молитвы, есть и физический труд. И там у него появляется возможность понять, по силам ли ему монашество. Бывает, уже через несколько дней он оставляет монастырь.

Современная техника, компьютеры и телефоны? У апостола Павла есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 10:23). Остановится ли жизнь в монастыре, если разом отказаться от компьютеров или мобильных телефонов? Нет... она примет другие формы. Не будет машин, не будет компьютеров, телефонов. Вы хотите, чтобы она приняла другие формы?

Как-то одному брату из нашего монастыря около двух часов ночи позвонили на мобильный. Он ответил на вопрос звонящего, а в конце разговора спросил: «Простите, а вы знаете сколько сейчас времени?» «Да, — ответил человек на другом конце провода, — а вы разве — спите?»

Небесный покровитель Москвы и нашей обители — святой благоверный князь Даниил. Он основал монастырь в XIII веке. Данилов — первый общежительный монастырь в нашем городе. Во времена князя Даниила это был южный форпост Москвы. В духовном смысле он остается таковым и в наши дни. Сегодня Данилов стал адресом всей Русской Православной Церкви, здесь размещаются резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Отдел внешних церковных связей.

Благоверный князь Даниил Московский был чрезвычайно скромным человеком. Великий князь, в конце жизни он принял схиму и повелел похоронить себя на братском кладбище среди простых монахов. На какое-то время время место его захоронения даже было предано забвению, но он кротко напоминал о себе. Однажды на кладбище верхом на лошади заехал боярин. На замечание неизвестного человека о том, что это место не должно быть попираемо, так как здесь похоронен князь, он дерзко ответил: «Да мало ли здесь князей похоронено». Конь в то же мгновение сбросил всадника с седла. Боярин упал и сильно повредил ногу, после чего раскаялся: по князю Даниилу велено было служить панихиды и отношение к месту его захоронения изменилось.

Напомню, как образовывались первые монастыри. Подвижники сами уходили из города, а потом к ним начинали тянуться люди, и тогда вокруг монастырей возникали целые города. Подвижник бежал от мира, а мир стремился за ним. Это, наверное, и есть ответ на вопрос, нужен ли монастырь городу или город монастырю.

Подготовил Иван Коваленко

 
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Епархии Русской Православной Церкви раздали нуждающимся семьям около 6500 продуктовых наборов. Информационная сводка от 26 августа

Доклад председателя Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции на заседании Священного Синода 25 августа 2020 года

В епархиях помогают собрать детей к школе и раздают продукты нуждающимся. Информационная сводка от 18 августа 2020 года

В 31 епархию передали продукты более 6 тысячам семей. Информационная сводка от 6 августа 2020 года

Церковь передает продукты нуждающимся по всей стране. Информационная сводка от 13 июля 2020 года

Открыты три новых церковных горячих линии помощи. Информационная сводка от 26 июня 2020 года

Церковные проекты усиливают помощь, после снятия самоизоляции открываются вещевые склады. Информационная сводка от 19 июня 2020 года

Помощь Церкви во время эпидемии. Информационная сводка от 12 июня 2020 года

Церковные социальные проекты готовятся к выходу из карантина. Информационная сводка от 5 июня 2020 года

Помощь Церкви во время пандемии. Информационная сводка от 29 мая 2020 года