Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Учебный год студентов РПИ начался в храме святой Татианы

Учебный год студентов РПИ начался в храме святой Татианы
Версия для печати
3 сентября 2010 г. 14:15

2 сентября 2010 года в храме святой мученицы Татианы при МГУ ректор Российского православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев) открыл лекторий РПИ. Отец Петр рассказал студентам и преподавателям о концепции развития вуза, планах по его реформированию и своем видении участия православных студентов в жизни общества.

Студенты РПИ в храме МГУ

Игумен Петр (Еремеев) рассказал корреспонденту интернет-портала «Татьянин день» о том, что считает важным начать учебный год с общего мероприятия для всех студентов и преподавателей. Это заряжает всю корпорацию нужным настроением и взаимопониманием, энергией дружбы и общения. «Это делает нас университетской семьей», — сказал отец Петр.

«Отводя на лекторий 15 учебных дней, мы ничего не теряем, а только приобретаем. Каждый год мы будем начинать учебу с таких встреч, посвященных темам современной церковной жизни, тенденциям в развитии образования и науки, обсуждению повышения качества совместных исследований. Это 15-дневное погружение в проблематику нашей жизни», — объяснил ректор РПИ.

Лекторов приглашали исходя из представления о современной церковной жизни, о том, в какую среду выходит выпускник и где он будет востребован Церковью. «Естественно мы пригласили председателей Синодальных структур, известных священников, коллег из ректорского корпуса. Все было обусловлено тем, какие выступления будут интересны для развития учебного процесса и для ориентировки в последующем применении полученных навыков и знаний», — сказал священник.

На вопрос «ТД», почему именно храм святой Татьяны был выбран в качестве места проведения лектория, игумен Петр ответил, что, во-первых, это очень удобная площадка, поскольку у РПИ пока нет своего зала, а во-вторых, «будучи студентом и затем преподавателем Московской духовной академии, я имел возможность сохранить и развить добрые отношения с протоиереем Максимом Козловым, настоятелем университетского храма. В этом смысле я ощущаю себя членом большой и дружной академической семьи, поэтому первая мысль была обратиться в родной дом, в храм святой Татианы при МГУ, домовый студенческий храм».

Превратить институт в университет

Встреча с ректором собрала более ста студентов разных курсов РПИ. Он рассказал о ближайших задачах института, а также о долгосрочной стратегии его развития. У вуза, как отметил игумен Петр, две основные задачи: первая — подготовить специалистов, а вторая — погрузить студентов в жизнь православной общины.

Главная цель новой команды ректората — создать полноценное образовательное учреждение, причем это будет уже не институт, а университет. В планах — коренное изменение формы и структуры образовательного процесса, создание элитного университета мирового уровня, «а иной Патриарху и не нужен».

Цель института сегодня — подготовка высококлассных специалистов с крепкими духовно-нравственными ориентирами. «Я должен гарантировать работодателям, что наши специалисты — надежные сотрудники и партнеры, — уверен ректор. — Нравственные ориентиры должны быть и показателем профпригодности нашего выпускника. Если мы будем выпускать человека, знающего языки и имеющего все навыки, но не имеющего духовных корней и ориентиров, то завтра он будет для нас стыдом, а не славой».

Семья студентов и профессионалов

Еще одна цель РПИ — создать систему трудоустройства выпускников и отслеживания их дальнейшего жизненного пути. «Мы хотим, чтобы и студент, и выпускник заботились о своем университете, как и вуз о них. Это обычная мировая практика: создается большая семья, включающая бывших и нынешних студентов, а возможно, и абитуриентов», — выразил надежду игумен Петр.

Стратегическая цель — создать вокруг университета и на базе его такую среду людей, которая задавала бы тон в обществе. Это дело не года и не двух, а десятилетий. Но скоро оно пойдет быстрее: количество обучающихся увеличится благодаря новым помещениям и новым специальностям. «Вы станете редакторами газет и журналов, преподавателями, хозяевами заводов и пароходов и будете влиять на общество вокруг вас», — наставляет ректор своих студентов.

Материальная составляющая проекта также важна. Плата за обучение не соответствует потребностям вуза, но поднимать ее не намерены. Команда ректора прикладывает усилия по поиску дополнительных средств на формирование библиотеки, на проведение серьезного ремонта и т.п.

Отец Петр настроен решительно: «Через год или два преподаватели, которые проваливают заявки на гранты, должны будут уйти. Студенты, не могущие и не желающие участвовать в общественной жизни нашего университета, тоже через год-два должны будут уйти».

Создание корпорации-семьи без общего для всех храма, по мнению отца Петра, невозможно. Прошение Патриарху написано, и в ближайшие дни станет известно, какой храм будет базой для духовной общины РПИ.

Планируется создать и научную школу, где доценты и преподаватели со званиями «будут подтверждать свою профпригодность наличием научных изысканий, учеников и ассистентов. Нужно создавать на базе каждого факультета и каждой специальности целый куст научных направлений», — сказал игумен Петр. Будут проводиться и семинары для повышения квалификации преподавателей и студентов, расширится внеучебная деятельность — «кто не умеет отдыхать, не умеет и работать».

Стать лидерами и полиглотами

В РПИ будут готовить религиоведов — именно они сейчас во многом формируют отношения между Церковью и обществом. За два-три года вуз рассчитывает стать лидером в этой области. Религиоведение в России, по словам игумена Петра, сейчас поверхностное. Большинство специалистов работают по оценке текущей ситуации, но это не религиоведение, а публицистика или политология. Для студентов вводятся арабский и китайский языки, французский, немецкий и итальянский в придачу к английскому. Планируются стажировки в странах изучаемых языков и культур, участие в международных обсуждениях, поездки с проживанием в православных семьях в Палестине. Будут изучаться и классические языки — в основном с целью перевода тех творений святых отцов, которые до сих пор не введены в оборот на русском языке.

Через 8-10 лет, по мнению ректора, уже будут созданы не просто лаборатории, а целые институты по каждой специальности в рамках университета. За эти годы «мы рассчитываем наработать такие связи с работодателями, чтобы за выпускниками стояла очередь», — мечтает отец Петр. Один из методов добиться этого — обучение студента правильно выстраивать отношения с внешним миром, т.е. с работодателями, с грантодающими организациями и проектными программами.

Планируется также построить общежитие, чтобы не терять способных иногородних студентов, развить разные формы дополнительного образования на базе вуза, разные формы повышения квалификации церковных работников, на что имеется благословение Святейшего Патриарха. «Пока церковные юристы, бухгалтеры и т.п. повышают квалификацию где угодно, кроме православных вузов. А у нас есть для этого база. Это касается и журналистов, и экономистов», — сказал священник. Также будут развиваться виртуальные и дистанционные формы обучения.

В этом году студентов набрали на пятилетний план с квалификацией «специалист», со следующего года набор будет происходить уже на бакалавриат.

А. Тарасов, проректор РПИ по научной работе, рассказал, что сейчас в институте около 500 студентов на трех факультетах, учитывая все формы обучения (дневная, вечерняя, заочная). Студенты распределяются неравномерно: самая популярная специальность — религиоведение, затем психология. Пока наименее популярна журналистика и связи с общественностью: кафедра только создана, о ней еще не все знают, и ее планируется широко рекламировать. На базе кафедры уже создана пресс-служба, и будет возможность совмещать обучение с работой в ней.

В течение ближайших двух недель перед студентами РПИ и другими слушателями лектория в храме святой Татианы выступят председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов; заместитель Управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов); ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов); настоятель Татианинского храма протоиерей Максим Козлов; протодиакон Андрей Кураев; проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия протоиерей Владимир Шмалий; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; телеведущий и писатель А. Архангельский; ректор Литературного института им. А.М. Горького Б. Тарасов; профессор МГИМО и РПИ А. Зубов и другие.

На лекции приглашаются также студенты других вузов.

Александра Сопова

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам

«Духовное образование — в самой сердцевине церковной жизни». О развитии высшего духовного образования под руководством Предстоятеля Русской Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета. Экзегетические труды архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Научный теизм. Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Носите тяготы друг друга. К 100-летию преставления святого праведного Алексия Мечёва

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

«И на светлом челе его нет пятна приспособляемости»

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе