Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри Мурома

Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри Мурома
Версия для печати
31 июля 2006 г. 15:17

2 августа состоится визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Муром, приуроченный к празднованию 910-летия основания Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря, с жизнью которого Пресс-служба Московской Патриархии уже знакомила читателей. В связи с предстоящими юбилейными торжествами мы помещаем также краткий очерк истории двух других обителей Муромской земли.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри МуромаМуромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов.

В 1940 году собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе.

В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Святыни Благовещенского монастыря:

— Рака с мощами св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев
— Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора
— Икона св. преп. Илии Муромца с частице св. мощей
— Икона Иверской Божией Матери
— Икона св. бл. кн. Петра и Февронии
— Икона Знамения Божией Матери
— Икона Николая Чудотворца

Свято-Троицкий женский монастырь

Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри МуромаТроицкий женский монастырь основан в 1643 г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.

По преданию, где-то здесь, на «Старом Вышнем городище», кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь.

В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы.

В 1643 г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.

В 1648 г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.

В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

Главной святыней Троицкого монастыря стал Виленский Крест. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова.

В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича «по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами...», — о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игумении от всяких податей за эти дворовые места.

В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями) Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Воскресенского Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).

В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.

В 1792 г. монастырь пострадал от пожара уничтоживший все келии и деревянные кровельные связи.

В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.

В 1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды, завершившемуся к 1808 г.

В 1810 г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.

В 1865 году на средства муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в котоpую пpовели воду из городского бассейна. В этом же году его усеpдием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Маpии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвpатной Казанской церкви.

В 1885 году было получено разрешение возвести втоpой этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом. К осени 1886 г. стpоительные pаботы завеpшились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря.

В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентябpя 1899 г. открылась одноклассная женская — школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.

27 сентябpя 1918 г. по pаспоpяжению Жилищного отдела г. Муpома тpи каменных коpпуса заселены рабочими. Монастыpь закpыли в 1921 году.

В 1928 году Пантелеймоновский пpидел занят под аpхив. В 1930-е монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собоp, надвpатная цеpковь и колокольня были пpиспособлены под склады. По pешению гоpсовета 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены.

В 1941 году здание Тpоицкого собоpа пеpедано аpтели им. Кpупской под сапожную мастеpсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. pемонт на территории монастыря не производился.

В послевоенные годы келейные коpпуса превращены в коммунальные кваpтиpы. В 1961-1962 годах в монастыpе пpоизведена косметическая pеставpация. В 1970-х годах ансамбль Тpоицкого монастыpя поставлен на госудаpственную охpану как памятник pеспубликанского значения.

15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро-Суздальской епархии передан Русской Православной Церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии. Главной святыней Троицкого монастыря является рака с мощами св. бл. кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев.

По материалам официального сайта Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря

Другие статьи

Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников

Предстоятель Албанской Церкви о ситуации в православном мире в связи с действиями Константинопольского Патриархата на Украине

Комментарий управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония по поводу решения Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года

Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»

Информация для паломников, посещающих Храм Христа Спасителя в Москве во время принесения мощей свт. Спиридона Тримифунтского

Митрополит Волоколамский Иларион: За это деяние Патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божиим и перед судом истории

Задачи и приоритеты социальной практики духовенства

Минская духовная академия: исторический путь становления и развития

Создание поместной Церкви не может быть инициировано светской властью

Кизлярская трагедия нас сплотила