Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Рижского и всея Латвии Александра на открытии IX Международной конференции «Церковь, семья и школа»

Выступление митрополита Рижского и всея Латвии Александра на открытии IX Международной конференции «Церковь, семья и школа»
Версия для печати
29 октября 2010 г. 23:26

28 октября 2010 года по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра в Академии наук Латвии начала работу IX международная православная педагогическая конференция «Церковь, семья и школа». Митрополит Александр выступил на открытии международного форума.

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, уважаемая госпожа министр, высокие гости нашего христианского педагогического форума, дамы и господа, братия и сестры!

Сегодня мы открываем IX Международную православную педагогическую конференцию «Церковь, семья и школа» и я приветствую всех, кто собрался сегодня в этом зале — священнослужителей, представителей государственной власти, людей науки, дипломатов, врачей, журналистов и, конечно же, наших дорогих педагогов, учителей, которые трудятся в общеобразовательных и воскресных школах. Я приветствую всех вас и напоминаю, что мы с вами делаем общее дело — трудимся над созданием человека.

В 2009 году Поместный Собор нашей Церкви, возведший на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, уделил очень большое внимание делу духовно-нравственного просвещения молодежи и всего общества. В послании Поместного Собора говорится: «Только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе… Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации». Добавлю, что Церковь Христова готова обратиться и обращается ко всем поколениям, ибо духовное образование, духовное просвещение, воцерковление не знают возрастных границ, они обращены к каждому человеку, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос, Учитель в самом высоком понимании этого слова, обращался в проповеди Своей ко всем людям и ученикам Своим заповедовал — идите, научите все народы (Мф. 28, 29).

Школой благочестия, школой молитвы, школой церковности, конечно же, прежде всего является храм. Перед алтарем мы видим людей любого возраста, любого общественного положения, любого уровня духовной подготовленности — и Церковь обращается к ним и назидает их. Назидает через богослужение, через наши чудные, идущие из глубины веков, песнопения и молитвы, через Святой Крест, иконы и фрески, зримые молящимися, через проповедь. Храм — прекрасная школа и многие люди, верующие христиане, иной школы не знали. Они не получили духовного образования ни в школе, ни дома, они учились в храме, куда привел их Господь. Но как хорошо, когда человек учится и в доме, и в школе, и там тоже получает духовные знания, и там тоже воцерковляется. Церковь и семья, Церковь и школа должны быть союзниками в деле воспитания человека, должны видеть и понимать, что у них общие цели и общие задачи. Семья должна не только беспокоиться о том, чтобы подрастающий в ней человек был сыт, одет и здоров физически, но и здоров духовно, что очень важно. Также и школа призвана не только передавать научные знания, но и формировать ценностные идеалы, идеалы нравственные, в основе которых лежат религиозные восприятия и представления. Еще древнехристианский писатель Тертуллиан, живший на рубеже II-III веков, учил, что душа человека по природе своей является христианкой. Если в полуматериалистический XVIII век, в проникнутые духом материализма XIX и XX века светская наука отрицала вообще существование души и видела в человеке одну только биологическую сущность, то в нынешний век у науки нет сомнения, что человек имеет и духовную сущность, состоит из духа, души и тела. Но душа должна питаться, и подобно тому, как есть пища физическая для тела, так есть в мире и пища духовная для души. Само прекрасное наше слово «воспитание» как раз и подразумевает, что мы даем ребенку пищу для души, а если было бы достаточно только пищи для тела, физической пищи, то и слово было бы попроще — просто «питание». Духовная пища должна соответствовать духовному составу человеческой души, сотворенной Богом. Иными словами, пища духовная должна иметь Божественное происхождение, иметь положительный знак. Если же такой пищи нет, то, поскольку природа не терпит пустоты, душа человеческая заполняется отрицательными энергиями, исходящими из преисподней. И это не пустые слова. Сегодня мы видим невероятно широкое распространение темных сил в мире. Вокруг нас существуют целые академии и школы магии, всевозможные ведьмы и колдуны, никого не стесняясь, выступают по телевидению и радио, на страницах журналов и газет, вовлекают множество людей в свои сети, в связь с силами зла. Но связь с этими силами не помогает, но губит человека, приводит к суицидам, преступлениям, духовной пустоте, страшной и жуткой опустошенности души, не выдержав которой человек погибает навеки. Всем нам известно, что грех самоубийства не прощается.

Кто же виноват в духовной пустоте, столь часто встречающейся в наше время? Виноваты родители, школа, наконец — общество, которые не заложили в человеке представления о целостности человеческой личности. Что такое человек, в чем цель человеческой жизни, в чем смысл существования человека? Еще недавно, когда везде насаждались атеистические взгляды, в людях все-таки жили какие-то религиозные понятия, люди все-таки придерживались христианской веры, каких-то традиций, старались это передать своим детям. Сегодня нет запретов на религиозное воспитание, но где же тогда воспитатели, которые бы воспитывали детей по христианскому образу жизни?

Мы сегодня здесь собрались, чтобы как можно шире сделать сферу нашего религиозного воспитания. Говоря о религиозном воспитании, мы, конечно, не имеем в виду фанатичного религиозного воспитания, но желаем открыть глаза детям и юношеству: что есть человек, Кто его создал, для чего. Здесь огромнейшее поле деятельности — для всех нас, для родителей, для учителей, для Церкви.

Ребенок, подрастая, познает мир. И вот он заканчивает школу и видит, что перед ним раскинулся необъятный океан дальнейшей жизни, то привлекательный, прекрасный, то угрожающе бушующий, готовый потопить человека. Подготовила ли школа выпускников к тому, чтобы плыть по океану жизни? Подготовила ли семья, или, может быть, общество? Мы видим, что нет. К сожалению, родители обычно не понимают этого. А Церковь с самого начала говорит об этом, знает и предупреждает. В нашем прекрасном, величественном и трогательном чине отпевания есть такие слова: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Эти очень назидательные славянские слова можно перевести так: «Видя житейское море, волнуемое бурею напастей, я (человек), достиг тихого пристанища Твоего (имеется в виду, Господня пристанища) и прошу Тебя, избавь от вечной смерти жизнь мою, Многомилостиве».

Христос-Спаситель предупреждает нас: В мире скорбны будете (Ин. 16, 33), напоминая о бурях житейского моря. И тут же дается утешение, Христос говорит: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). И Господь действительно не оставляет нас, но помогает всем, призывающим Его, находящимся в скорбях. И Церковь является тем маяком, который ярко светит во мраке жизни и освещает каждому путь, указанный Богом. Христос прямо говорит: Я есмь путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6). Какая воспитательная система просуществовала 2 000 лет? Никакая. И никакая не может существовать так длительно. Только христианская воспитательная система, прочно и глубоко утвержденная на христианских ценностях и христианской жизни, существует уже 2 000 лет, как и сама Церковь Христова. И она будет существовать вечно.

Сегодня над этим пора задуматься всем, потому что ясно, как день, что без Бога не до порога, а с Богом хоть за море. Так говорили и так жили наши благочестивые предки. Мы понимаем и знаем, что всем нам без исключения, как верующим, так и неверующим, придется ответить перед своею совестью, а самое главное — перед Богом за то, как мы воспитывали наших детей, были ли мы руководимы в деле воспитания эгоизмом и холодностью, или же горели любовью к Богу и к тем детям, которых нам доверил Господь.

Нам с вами предстоит работать дальше, трудиться вместе в деле воспитания. Мы надеемся на укрепление нашего сотрудничества со школой, с дошкольными учреждениями, с вузами. Мы надеемся, что IX конференция «Церковь, семья и школа» станет важной ступенью в укреплении этого сотрудничества.

Еще раз приветствую всех гостей и участников нашей конференции. Пусть Господь благословит всех вас и пусть наша работа сегодня будет плодотворной.

Пресс-служба Латвийской Православной Церкви/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие приветствия и обращения

Поздравление Президента России В.В. Путина по случаю 120-летия больницы святителя Алексия

Обращение епископа Верейского Пантелеимона о срочной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям

Приветствие председателя Правительства РФ М.В. Мишустина участникам XXV Всемирного русского народного собора

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам церемонии закрытия XX Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел»

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам I Всероссийских спортивных игр благоверного князя Александра Невского

Поздравление Президента В.В. Путина гражданам России с праздником Пасхи

Приветствие Президента России В.В. Путина участникам XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке»

Поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии

Поздравление Президента В.В. Путина гражданам России с праздником Пасхи

Поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Святейшему Патриарху Кириллу по случаю Дня единения народов Беларуси и России