Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Владимир Шмалий. Как сегодня жить во Христе?

Протоиерей Владимир Шмалий. Как сегодня жить во Христе?
Версия для печати
30 октября 2010 г. 11:30

В интервью порталу «Православие и мир» секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий рассказал о целях и задачах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», которая пройдет в Москве с 15 по 18 ноября 2010 года.

— Тема «Жизнь во Христе» была определена еще во время подведения итогов предыдущей богословской конференции по Таинствам Церкви, в 2007 году. Определяющим для выбора такой темы было соображение о необходимости практического применения результатов научной работы. Ведь «Жизнь во Христе» — это центральное содержание церковной жизни. Каким сегодня, в условиях меняющегося общества, должен быть аскетический труд современного христианина, какие советы и наставления святых отцов применимы к жизни мирянина, а что из их наследия справедливо только для монашествующих, как строили свою жизнь в миру святые и подвижники двадцатого века, и, наконец, как на практике, в жизни, а не только на бумагах и в книгах применить все то, что обсуждается сегодня на богословских конференциях.

Кроме того еще она задача конференции — обсудить, как именно сегодня христианину свидетельствовать миру о своем уповании. Свидетельствовать не только словами, но делами и самой жизнью.

— Отец Владимир, есть ли непосредственные практические результаты уже проведенных конференций?

— Приведу лишь один пример — перечень вопросов и тем, обсуждаемых в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ряд предложений предыдущих конференций вошел в состав материалов, обсуждавшихся в некоторых комиссиях, и мы надеемся, что результаты предстоящей конференции также могут оказаться полезными для работы Межсоборного присутствия.

— Есть ли у участников конференции интерес в обсуждении тем вместе с обычными мирянами, так сказать, практиками?

— И очень большой! Нам очень важно участие, очень важны вопросы. Я надеюсь, что читатели портала «Православие и мир» будут, посмотрев программу, присылать свои вопросы и соображения, и что мы сможем рассмотреть некоторые из них в ходе работы конференции.

— Отец Владимир, давайте немного поговорим о заявленных темах конференции. Вот, например, проблема послушаний и духовничества — почему она важна, и в каком ключе планируется обсуждение? Что еще не сказано об этом за последние 2000 лет?

— Послушание — это важнейший и весьма действенный аскетический инструмент. Но наиболее эффективным он оказывается в монастырях, когда есть опытный духовник, старец, когда имеется строго определенный уклад жизни, особый монастырский устав.

Представляется, что в обычных условиях для мирянина послушание нельзя применить как универсальное и тем более единственное средство духовного совершенствования. Пребывание в послушании духовнику подразумевает также и возможность регулярного общения с ним, откровения помыслов, получения советов и духовной поддержки. Но такая практика даже не во всех монастырях сегодня применима. Конечно, важно иметь духовника, но не менее важно в современных условиях мирянину учиться быть более ответственным за свои слова, дела, поступки.

Мы знаем православных христиан, которые не идут к духовнику просить благословения, если знают, что не получат одобрения на просимое. Но это лукавство, мы врем себе в такой ситуации. И в чем будем смысл такого выборочного послушания, исполнения только того, с чем мы заранее согласны?

Зачастую мы имитируем духовную жизнь, играем в нее. Мы пытаемся механически воспроизвести то, что было в прошлых веках, перенести успешно работавшие в иных социально-исторических обстоятельствах духовно-аскетические практики на новые условия, переложив тем самым ответственность на предыдущие поколения. Я не думаю, что будет хоть какая-то духовная польза от того, что кто-то, живя в миру, начнет воображать себя монахом-отшельником или воссоздавать условия церковного быта XIX века.

В духовной жизни современного православного христианина неизбежно и неотвратимо присутствует большое пространство свободы. Но свобода с неизбежностью предполагает риск духовной неудачи, а также и готовности нести ответственность за эту неудачу. Вероятно, для кого-то эта свобода — бремя. И все же нам необходимо начать жить своей собственной жизнью, ответственной духовной здесь и сейчас. Это и есть наша жизнь во Христе — и именно Христос должен быть нашей опорой и поддержкой на этом пути.

— Одним из вопросов будет проблема кризиса семьи в современном обществе. Одним из часто задаваемых на нашем сайте вопросов является проблема постовой практики, в браке, да и шире — в отношении всей сложившейся практики поста…

— Да, один из острых и актуальных вопросов — это вопрос брачной аскезы. Аскеза тоже тесно связана с проблемой выбора и ответственности человека за себя, свою жизнь и свою семью. Мера поста — это творческая задача человека, это вопрос, который должен быть пропущен через личное отношение человека, который не должен стать неудобоносимым, неподъемным бременем, который приведет или к крушению семьи, или к отходу человека от Церкви.

Представляется, что при неизменном и бережном сохранении общих уставных требований, возможно реализовать различные модальности в реализации постовых практик. Так сказать, постовые опции. Нужна допустить возможность сосуществования разных ритмов церковной жизни. На практике они уже сложились, кстати.

Это относится и к богослужению: в больших городах также должны быть разные ритмы. Должны быть храмы, где можно молиться 5 часов — есть Афонское подворье, есть еще храмы, где богослужение не отступает ни на стихиру от устава. Но должны быть и храмы, куда могут на службу прийти родители с детьми, пожилые люди, в которых они будут в состоянии выстоять всенощное бдение.

— В связи с этим вопрос — как вы полагаете, может ли монах быть духовником у людей семейных?

— С одной стороны, женатому семейному священнику проще понять многие насущные проблемы семьи. У монахов, как правило, нет опыта семейной жизни, воспитания детей, они не знают, что такое, когда дети не слушаются, что такое много детей. Не всегда это и белое духовенство понимает, но семейному священнику, по крайней мере, несколько раз приходилось ночью вставать к ребенку, когда изможденная жена спит.

Значит ли это, что монах не может быть духовником семейной пары? Не думаю. Ведь задача духовника не в том, чтобы давать советы о житейских проблемах. Духовник, это в первую очередь человек, у которого есть опыт молитвы, серьезный опыт духовной жизни. Он должен уметь задать своим подопечным главное направление их жизни — быть со Христом. Он должен уметь и поправить, и поддержать: «Потерпи, не переживай, не унывай»! Он должен уметь делиться опытом света и радости.

— Еще одна заявленная тема — выгорание священнослужителей…

— Да, важнейшая проблема, которую предстоит обсудить, это проблема выгорания. В первую очередь, проблему священнического выгорания. Недавно о проблеме выгорания говорилось в двух разных аудиториях. В одной собрались в основном достаточно молодые священники — они слушали очень внимательно, с большим интересом и сочувствием. Священники в провинции с маленькими зарплатами, со множеством епархиальных и приходских послушаний, с напряженными графиками работы, служащие в тюрьмах, имеющие много детей…

А в другой аудитории присутствовал пожилой священник, который сразу не согласился с заявленной темой, мол, все это несерьезно и от неправильно построенной духовной жизни.

Нет аскезы, неправильно устроена духовная жизнь, значит, начинается выгорание — это очень частый и легкий ответ на существующие проблемы. Но ведь даже у отцов-аскетов говорится об охлаждении в духовной жизни…

Это серьезная духовная и одновременно психологическая проблема, которую нужно обсуждать и находить способы ее решения на разных уровнях — и на духовном уровне, и на психосоматическом.

— Мы уже несколько месяцев обсуждаем на портале проблему охлаждения к вере…

Можно воспринимать это распространенное явление как необходимый этап нашей церковной, духовной жизни. Нужно научиться его переживать. Нужно людей готовить к тому, что этот этап наступит и учить его мужественно переносить и преодолевать.

Здесь хороший пример — это пример брака — ведь в семейной жизни тоже надо переходить на новый уровень, чувства меняются, иногда чувства охладевают, чтобы потом семья выходила на новый этап отношений.

Мне видится, что проблема охлаждения во многом связана с нашей привычкой к постоянной эмоциональной реакции. Привыкли, что все проявления нашей церковной жизни должны сопровождаться восторгами, переживаниями…  А если положительных эмоций нет? Все, вера иссякла? А кто сказал, что они должны быть? В православной аскетической традиции их вообще не культивируют, их контролируют. А вот что действительно важно — так это разумно-волевая сторона нашей христианской жизни, которую надо воспитывать в себе и развивать. Нужно заставлять себя жить по христиански, даже не получая эмоциональной подпитки.

— Есть ли еще какие-то решения?

— Хорошо было бы в рамках проекта открытия новых храмов в Москве создать несколько «пилотных клубных храмов», например, молодежных приходов, где весь приход будут объединять общие дела, занятия, мероприятия.

Нам вообще нужно сегодня как можно больше говорить об успешных и работающих церковных практиках, делиться опытом, поддерживать и укреплять друг друга. Ведь сегодня мы все очень разобщены.

— Как смогут читатели нашего интервью принять участие в обсуждении тем?

— Спектр практических вопросов, которые предстоит обсудить на конференции, очень широк. Мы надеемся на широкий отклик и участие самой широкой аудитории в обсуждении. Я бы хотел, чтобы читатели «Правмира» задали бы вопросы нашим докладчикам, что волнует их, что бы они хотели услышать от докладчиков.

Беседовала Анна Данилова

Материалы по теме

Ректор Московской духовной академии возглавил семинар «Теология в цифровую эпоху»

Начался общецерковный тур III Всероссийской олимпиады по богословию

Общецерковная аспирантура проведет Вторую междисциплинарную конференцию «Церковь и время»

Состоялось очередное заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах

Опубликован документ «О православном отношении к новой практике благословения "пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар" в Римско-Католической Церкви»

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии

Состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии

Участники XI Общецерковного съезда выступили за развитие инклюзии в православных приходах

В Санкт-Петербургской духовной академии открылся Центр христианской психологии

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на первом собрании духовенства Московской митрополии [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл провел первое общее собрание духовенства Московской митрополии