Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Всеволод Чаплин. Не все пути ведут к Богу

Протоиерей Всеволод Чаплин. Не все пути ведут к Богу
Версия для печати
3 ноября 2010 г. 11:50

Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в очередном выпуске «НГ-Религии».

Продолжается обсуждение первых итогов эксперимента по введению в школах «Основ религиозных культур и светской этики». Никаких достоверных данных о том, что этот многомодульный предмет породил религиозные или этнические конфликты, из регионов не поступает. То есть опасения, что православные, мусульмане и атеисты пойдут стенка на стенку, не подтверждаются. Фанаты ЦСКА и «Спартака» в школах дерутся, буддисты с иудеями — нет.

Однако нас продолжают пугать разделением школьников. И обычно те, кто пугает, опять подводят к уже не раз озвученному выводу: выбор между четырьмя «религиозными» модулями, основами мировых религий и светской этикой не нужен. Нужен общий курс, рассказывающий понемногу обо всех религиях, но объединенный неким общим знаменателем — ненавязчивым разговором о том, что все религии суть одно. И все они равно истинны или равно обманчивы. Чтобы, дескать, «не разжигать». И объединять вокруг главной общечеловеческой ценности — сытой и беспроблемной жизни.

Директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян прямо так и сказал: «Модули разные, а Бог-то один, к этому надо подводить уроки религии в школе». Заслуженный учитель Евгений Ямбург выразился моднее академика, позаимствовав у ученика термин «разные провайдеры». И заявил об опасности подачи в школе религии как средства поиска идентичности и различения «свой — чужой».

Уважаемый историк и не менее уважаемый педагог имеют полное право на свое мнение. Которое, кстати, в 60-80-е годы прошлого века доминировало в западных элитах. Тогда многие вообще верили в скорое объединение всех религий вокруг утилитарных ценностей. Однако тогдашние мечты потерпели крах. Ни экуменический проект, обещавший «видимое единство» христиан в ХХ веке, ни различные «парламенты религий» не достигли успеха и выдохлись.

Кто-то может считать иначе. Но предлагать эту идейную установку в школах как обязательную –— значит нарушать права человека. В том числе право верующих родителей на то, чтобы образование их детей соответствовало их мировоззрению. Все прекрасно знают, что Православие и ислам — две наиболее распространенные в России религии — не считают, что к Богу ведут все пути. Один ведет, а остальные уводят. О Боге можно мыслить правильно, а можно неверно. Православные и мусульмане верят, что Бог открыл им Себя именно таким, каков Он есть на самом деле. И то, что последователи двух религий представляют Бога по-разному, не помешало им научиться жить в мире и одновременно не заставило их прийти к единому мнению.

Для верующего человека главное — не «идентичность», не поиск врагов и даже не бесконфликтное бытоустройство, а достижение вечной жизни, которую он связывает именно с единственной, истинной для него верой. Вот почему учение о том, что все религии ведут к одному Богу, а перегородки между ними не доходят до неба, для большинства верующих не является нейтральным. Оно — лишь одно из конкурирующих мировоззрений. А значит, стать в школе «общим знаменателем» не может, как не может и навязываться в качестве обязательного.

Кстати, «общий курс» — «Христианство, религия и философия» — в 1997 году пытались ввести в Норвегии. Атеисты подали в Страсбургский суд и выиграли дело. Для них христианства в курсе было слишком много. Многие же христиане были недовольны присутствием в курсе идей, несовместимых с их верой. Еще раз подтвердилась жизненность практики, к которой Европа пришла через нелегкий многовековой опыт: в обществе, где есть люди разных мировоззрений, школа должна предоставить пространство для каждого из них. Конфликтность порождается именно попыткой установить монополию — религиозную или секуляристскую.

А минимум знаний о разных религиях нужен. И для этого вполне подходят курсы истории и обществознания. Которые не помешают юному человеку считать, что только его религия истинна, а остальные ложны. Или что все они ведут к некому «богу», который вроде бы есть у тебя в душе, но обычно спит или, по крайней мере, дремлет, все тебе прощая и ничего от тебя не требуя.

Материалы по теме

Представители Церкви приняли участие в общественных слушаниях по проекту Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей

В Святой Земле поддержали акцию журнала «Фома» #молимсязаврачей

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Патриаршую награду публицисту Сергею Худиеву

В Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему «Светское государство и духовно-нравственное развитие»

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром просвещения РФ С.С. Кравцовым

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации встретился с педагогическим сообществом Волгограда

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации посетил Крымскую митрополию с рабочим визитом

Митрополит Екатеринбургский Евгений возглавил работу XIX Съезда православных законоучителей

В Совете Федерации ФС РФ прошли XII Рождественские Парламентские встречи

Под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации прошло онлайн-совещание руководителей православных дошкольных образовательных организаций

Конференция «Моделирование социокультурного системного развития школы. Проект "Будущее наследие"» прошла в рамках Рождественских чтений

В рамках Рождественских чтений пройдут мероприятия Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Другие статьи

В Подольской епархии оказали адресную помощь семьям переселенцев с Донбасса и Белгородской области. Информационная сводка о помощи беженцам (от 16 апреля 2024 года)

Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года)

Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 12 апреля 2024 года)

85 больничных добровольцев Кинешемской епархии посетили зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 11 апреля 2024 года)

Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года)

Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года)

В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года)

Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года)

Служба «Милосердие-на-Дону» передала помощь в Каховку. Информационная сводка о помощи беженцам (от 3 апреля 2024 года)