Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архимандрит Кирилл (Говорун): «Мы практически создали собственную модель образовательной системы»

Архимандрит Кирилл (Говорун): «Мы практически создали собственную модель образовательной системы»
Версия для печати
30 декабря 2010 г. 11:00

В беседе с корреспондентом сайта Санкт-Петербургской духовной академии первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде  архимандрит Кирилл (Говорун) рассказал об интеграции духовных школ Русской Православной Церкви в Болонский процесс.

— Отец Кирилл, в своем докладе, прочитанном на семинаре в нашей академии, Вы рассказали о поездке по православным богословским факультетам Европы, во время которой Вы имели возможность сопоставить различные модели духовного образования Православных Поместных Церквей. Какая из этих моделей наиболее приемлема для Русской Православной Церкви?

— Все они в той или иной степени могут быть полезными для разработки нашей собственной модели. Мы практически создали собственную модель образовательной системы, и она нашла одобрение Святейшего Патриарха. Отдельные элементы этой модели уже начали воплощаться в жизни наших духовных академий с начала этого учебного года. Из всех богословских факультетов, которые мы посетили, я бы особо выделил факультеты Румынской Православной Церкви. Мне они кажутся наиболее интересными в плане возможных заимствований для нашей системы духовного образования.

— В своем докладе Вы также сказали, что некоторые европейские факультеты скорее имитируют переход на болонские принципы, чем осуществляют его на практике. Нет ли вероятности, что духовное образование в Русской Православной Церкви пойдет по пути имитации реформирования?

— Есть такая опасность. Наша задача состоит как раз в том, чтобы не допустить имитации процесса. Нам необходимо предельно серьезно отнестись к вопросу реформирования духовного образования. При этом мы должны реализовывать наиболее приемлемую для нас синтетическую модель духовного образования, которая бы объединяла в себе наши традиции и лучшее из опыта других Православных Поместных Церквей и которая бы ориентировалась на конкретные потребности нашей Церкви.

— В своем выступлении Вы отметили, что у системы духовного образования Русской Православной Церкви есть все шансы занять лидирующие позиции в едином пространстве православного богословского образования. Насколько это возможно, учитывая, что наша Церковь одной из последних присоединяется к участию в Болонском процессе?

— Это будет возможно, если мы предельно серьезно отнесемся к задаче оптимизации системы духовного образования. Я надеюсь, что мы сумеем создать такую систему, которая позволит нам без лишних усилий и затрат вступать в партнерские отношения, прежде всего, с братскими православными учебными заведениями. Для нас интеграция в международное образовательное пространство дает уникальный шанс найти такие формы сотрудничества с другими Поместными Церквями и их учебными заведениями, которых у нас ранее не было.

— Как выстраиваются взаимоотношения православных учебных заведений в Европе с государством? Что можно заимствовать из опыта такого сотрудничества?

— Модели взаимодействия Церкви и богословских факультетов в разных странах различные. На основании опыта большинства Поместных Церквей можно сказать, что прямое влияние Церкви на осуществление образовательного процесса возможно и необходимо в рамках Болонского процесса. Церковь должна, в первую очередь, устанавливать собственные критерии приема в учебные заведения. То есть необходимо собеседование по богословию, обязательное для всех поступающих, для поступающих требуется рекомендация от епископа или священника. Церковь должна контролировать те учебные программы, которые преподаются в учебных заведениях. Церковь должна иметь влияние на назначение преподавателей и руководства учебных заведений. В разных Поместных Церквах эти механизмы влияния на учебный процесс реализованы по-разному. Я думаю, наиболее идеальна та модель, которая реализована в Румынской Церкви. Там присутствует обязательный вступительный экзамен по богословию. Для поступления в духовные учебные заведения абитуриенты также предоставляют рекомендацию епископа. По окончании учебного заведения Церковь распределяет выпускников. Церковь одобряет учебные программы и утверждает преподавателей в их должностях. Такая модель осуществляется при том, что факультеты полностью интегрированы в систему государственного образования. Одно другому не противоречит.

Беседовал Вадим Лозовский

Материалы по теме

Рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета

Состоялось рабочее совещание Святейшего Патриарха Кирилла с управляющим делами Московской Патриархии и председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Судьбу Сретенской семинарии окончательно решит Синод [Интервью]

Святейший Патриарх Кирилл поручил разработать документацию для реализации сетевого взаимодействия между МДА и Сретенской духовной семинарией

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие» [Интервью]

Состоялись организационные совещания по вопросу итоговой аттестации по программам подготовки регентов и иконописцев

В ОЦАД завершилась Вторая междисциплинарная научная конференция «Церковь и время»

В Учебном комитете состоялся первый обучающий вебинар для высших духовных учебных заведений «Подготовка к реализации проекта "Память Церкви"»