Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Российский православный университет: перспективы высшего образования для мирян. Доклад ректора РПУ игумена Петра (Еремеева) на пленарном заседании XIX Рождественских чтений

Российский православный университет: перспективы высшего образования для мирян. Доклад ректора РПУ игумена Петра (Еремеева) на пленарном заседании XIX Рождественских чтений
Версия для печати
25 января 2011 г. 10:00

24 января 2011 года ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) выступил с докладом «Российский православный университет: перспективы высшего образования для мирян» на пленарном заседании XIХ Международных Рождественских образовательных чтений.

Уже два десятилетия Русская Православная Церковь живет в условиях свободы и, пожалуй, одним из самых важных достижений этого времени стало обновление церковного сознания. Мы научились нести свое служение в этих новых, уникальных условиях. И свобода, которую теперь мы имеем, сопряжена с бременем огромной ответственности. Ведь значение Церкви в жизни общества и государства сегодня невероятно велико. Неслучайно в публичной сфере изменилась и риторика в оценках церковной деятельности. Теперь от Церкви, от нас с вами, ждут и порой даже требуют инициатив и действий, которые послужат пользе народа и Отечества.

Образование сегодня заметно выделяется из всех направлений церковной жизни. За прошедшие 20 лет Русская Православная Церковь приобрела огромный опыт развития всех видов и уровней образовательной деятельности. Сегодня наступает время анализа итогов этой работы и ее систематизации. Но самое главное, мы должны повысить качество и эффективность нашего образования.

Именно с этой целью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл первым указом в этом году принял решение об обновлении одного важных церковных образовательных проектов. Указом Предстоятеля Церкви всем известный Российский православный университет, созданный на заре новой эпохи, в силу тогдашних правовых норм, как светское учебное заведение, теперь становится вузом Русской Православной Церкви, получает возможность создавать собственные уникальные, конкурентоспособные, эффективные модели образования, вложив в них гигантский богословский и культурный потенциал Церкви.

Это стало возможным не только и столько благодаря изменениям в законодательстве. Изменились люди, изменилась сама структура общественной жизни, да так, что порой невозможно провести границу между Церковью и обществом. Все вместе это означает, что любой значимый церковный проект сегодня является интеграционным и его реализация возможна усилиями не только Церкви, но и общества и государства.

Церкви наконец открыт широкий доступ в национальное образовательное пространство, и теперь мы можем на собственных церковных образовательных площадках осваивать и развивать программы светского и религиозного высшего образования. Мы сами можем готовить специалистов по всем направлениям. Но эти новые возможности — в том числе и серьезный вызов для нас, тем более сейчас, когда высшее образование в России переживает кризис. Поэтому, каким будет новое высшее образование в России теперь зависит, в том числе, и от нас. И этот вызов требует мобилизицации всех наших сил.

Итак, каким в этом контексте мы видим настоящее и будущее обновленного Святейшим Патриархом Российского православного университета? С одной стороны, это вуз, который актуализирует духовное, нравственное послание Церкви в современных условиях жизни, сохраняет и укрепляет традиции отечественного образования, а с другой — создает принципиально новые и эффективные формы, методы и программы обучения. Российский православный университет, реализуя теперь как светские, так и религиозные стандарты образования, намерен одновременно соединить традицию и инновацию, защитить ценности национальных образовательных традиций и учесть запросы современного технологического общества с его ускоряющимся темпом перемен. Ни в коем случае не отказываясь от традиционных академических форм передачи знания, мы намерены адаптироваться к новым реалиям, предлагая своим студентам выбор форм и условий обучения. Главное, что наши выпускники будут востребованы как на ниве церковного служения, так и на светском поприще.

Вся эта работа должна послужить достижению синтеза научных знаний, духовного опыта Православия, что при использовании инновационных методов обучения позволит создать модель «образования будущего». Реализация концепции «образования будущего» будет строиться через модульную модель образования на базе реальных проектов — как церковных, так и светских.

Выбирающим такой вариант обучения будет предложено войти в конкретный проект. Таким образом, в рамках этого направления, вместо обычных курсов, групп, преподавателей и студентов на период обучения будут создаваться проектные группы, которые подразумевают партнерские отношения участников. Наряду, а затем вместо лекций и семинаров основу учебного процесса составят разработка проекта, тренинги, деловые игры, мастер-классы, рабочие семинары, краткие курсы повышения квалификации, специализированные стажировки у отечественных и зарубежных работодателей. Научные исследования и научные школы будут формироваться не ради выполнения государственных аккредитационных показателей, а с целью получения новых знаний, идей, возможностей для реализации конкретных проектов.

Образовательная деятельность в Российском православном университете будет нацелена на подготовку выпускника, полностью адаптированного к современной реальности, — способного к самостоятельным действиям, к ответственности за принятые решения и в то же время являющегося духовно богатой личностью, обладающего православным мировоззрением.

Такой подход к образованию позволяет формировать концепцию «университета будущего». Ростки подобной концепции только намечаются в светском образовании и пока полностью отсутствуют в системе церковного образования. Основные положения такой концепции таковы:

  1. инновационные методы расширяют рамки целевой аудитории для программ университета — выпускники вузов и взрослые люди становятся важной категорией обучающихся;
  2. «университет будущего» оперативно реагирует на запросы и вызовы современности, реализует модель опережающего развития, гибко выстраивая свою деятельность с учетом мировых тенденций в культуре, науке, образовании, бизнесе, политике;
  3. «университет будущего» начинает трудоустраивать студентов и формировать их резюме с момента поступления в вуз.

И снова необходимо ответить на вопрос: какими качествами должен сегодня обладать молодой специалист, чтобы принести пользу стране? Ответ очевиден: настоящая успешность личности возможна лишь при сочетании новейших знаний, необходимых навыков и умений, и непременно духовного опыта. Только такое сочетание может обеспечить правильный настрой человека, подготовить его к умелому управлению инновационной деятельностью и ее результатами, обеспечить модернизацию страны. Именно такие кадры мы намерены готовить в Российском православном университете.

Стратегической целью нашей деятельности мы видим формирование в России устойчивого и социально активного слоя людей с высоким уровнем духовной, светской, деловой культуры и этики, профессиональными качествами, развитыми коммуникационными навыками.

Перечисленные позиции отвечают на вызовы времени, делают данный Патриарший образовательный проект востребованным государством и обществом. Это означает, что университет может стать точкой приложения сил Церкви, государства и общества, их взаимодействия, а значит, внесет свой вклад в процветание Отечества.

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси посетил с рабочим визитом Смоленскую епархию

В Храме Христа Спасителя прошла работа секции Рождественских чтений, посвященной дошкольному образованию

Митрополит Екатеринбургский Евгений принял участие в работе секции Рождественских чтений «Приходское просвещение детей и взрослых»

В рамках Рождественских чтений состоялся семинар, посвященный развитию современных методов в приходском просвещении детей

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Игумения Елисавета (Позднякова): В монастыре ребенок увидит благочестивую жизнь, но не подготовится к жизни в обществе

Итоги церковного десятилетия

Монашество перед вызовами революционной эпохи

«Светильники духа» — служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

Доклад председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи протоиерея Димитрия Смирнова на секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни»

Выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений

Слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культурное и духовное наследие русского зарубежья»

Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на открытии XXV Международных Рождественских чтений

Вступительное слово митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»