Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Православная вера на Дальнем Западе России

Православная вера на Дальнем Западе России
Версия для печати
8 сентября 2006 г. 14:00

Православные люди разных сословий жили в Восточной Пруссии еще в XVI-XVII вв. Это были купцы, студенты, странствующие по разным делам люди. Первую православную литургию, о которой свидетельствуют письменные источники, отслужили в Пиллау (ныне Балтийск) 12 июля 1697 года во время пребывания здесь Великого Посольства, среди участников которого был будущий император Петр.

В ходе Семилетней войны 1756-1763 гг. восточная часть Прусского Королевства отошла к Российской империи, вследствие чего в Кенигсберге появилось много русских.

В то время в городе действовали 14 лютеранских и 3 кальвинистских кирхи, а также один католический костел, но православных церквей в Кенигсберге не было, и богослужения совершались в походных храмах. Первые службы проходили на территории Королевского замка в церквях Азовского и Архангелогородского пехотных полков.

В 1759 г. генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете Петровне с просьбой «отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель [ныне Клайпеда — Авт.] по одной церкви с надлежащей церковной утварью».

Просьба была удовлетворена, и 20 июля 1760 г. в Кенигсберг прибыл архимандрит Ефрем. Из шести помещений, предложенных для проведения православных богослужений, архимандрит Ефрем выбрал старинную (известную с 1256 года) кирху св. Николая в Штайндамме. 4 сентября того же года при большом стечении горожан состоялось ее освящение. Вполне возможно, что на ней присутствовал и Иммануил Кант, тогда 36-летний доцент университета, располагавшегося в 50 шагах от храма.

Богослужения в церкви совершались регулярно. В 1761 году новым генерал-губернатором В.И. Суворовым (отцом великого полководца) был подарен иконостас, изготовленный в России по его личному заказу. К сожалению, храм не сохранился до наших дней (разрушен в 1944 г.), но иконостас передавался по церквям при русских дипломатических представительствах в Стокгольме, Берлине и Гамбурге, и в 1996 г. был возвращен в Россию. В настоящее время он находится в Калининградском епархиальном управлении.

После воцарения на российском престоле Петра III, горячего сторонника прусского короля Фридриха Великого, русские войска были выведены из Пруссии, и храм в Штайндамме возвратили прежним владельцам.

В конце XVIII — начале XIX вв. в Восточную Пруссию устремились старообрядцы, бежавшие сюда из России. Они расселялись в сельской местности, пригородах Кенигсберга, жили сплоченными общинами и занимались земледелием.

Самая многочисленная община староверов образовалась в Войново, в краю Больших Мазурских озер на территории современной Польши. В середине XIX века она составляла более 3 тыс. человек. Здесь основали монастырь, достигший наибольшего расцвета при игумене Павле Прусском. В 1860-х годах в обители случился раскол.

В наше время, в 1995 году архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (ныне митрополит Варшавский и всея Польши) учредил здесь женский монастырь. Ныне с помощью Божией духовная жизнь в обители восстановлена.

По окончании Великой Отечественной войны северную часть Восточной Пруссии переименовали в Кенигсбергскую, а затем Калининградскую область СССР. В эти края стали приезжать переселенцы из центральных и других областей нашей страны, в том числе и православные верующие.

С 1947 г. к местным властям стали поступать обращения с просьбой о регистрации православных приходов. Писались письма к Святейшему Патриарху Алексию I. Но ввиду того, что область считалась на 100 процентов атеистической (что служило предметом особой гордости партийных руководителей), никто не спешил возрождать здесь православные традиции.

Православная жизнь в Калининградской области в эти годы существовала подпольно. Чтобы совершить обряд крещения, люди уезжали в другие области. Венчали на частных квартирах при наглухо закрытых дверях. Отмечать церковные праздники верующие ездили в соседнюю Литовскую ССР — в Кибартай, Клайпеду, где существовали действующие православные храмы.

С началом «перестройки» в 1985 году при содействии уполномоченного совета по делам религий Калининградского облисполкома Ю. Махобайского наконец была зарегистрирована православная община. Возникший приход, как и другие последующие, присоединили к Смоленской епархии, которую тогда уже возглавлял архиепископ Кирилл (ныне митрополит Смоленский и Калининградский).

Православная вера на Дальнем Западе РоссииПервое в истории области архиерейское богослужение было совершено владыкой Кириллом 12 сентября 1985 г. в обыкновенном жилом доме, предоставленном для богослужений одной из прихожанок. Через некоторое время верующим передали полуразрушенное здание Юдиттен-кирхи на окраине города. В настоящее время это главная церковь действующего Свято-Никольского женского монастыря.

За прошедшие 20 лет в Калининградской области открылось более 60 православных приходов, были построены новые храмы в традиционном русском стиле, в двух обителях затеплилась монашеская жизнь. В течение девяти лет (с 1996 по 2005 г.) в центре Калининграда был построен и кафедральный соборный храм Христа Спасителя.

Для духовного просвещения при кафедральном соборе строится православная гимназия на 250 учащихся. В области действуют 36 воскресных школ, два православных детских оздоровительных лагеря. В 220 средних общеобразовательных школах преподается предмет «Православная культура».

Православными верующими проводится благотворительная и социальная работа. Оказывается помощь малоимущим, людям, находящимся в больницах, заключенным в тюрьмах и СИЗО.

Наталия  Федотова

В статье использованы материалы газеты «Спас» кафедрального собора Христа Спасителя  г. Калининграда.

Другие статьи

Предстоятель Албанской Церкви о ситуации в православном мире в связи с действиями Константинопольского Патриархата на Украине

Комментарий управляющего делами Украинской Православной Церкви митрополита Бориспольского Антония по поводу решения Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 года

Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине»

Информация для паломников, посещающих Храм Христа Спасителя в Москве во время принесения мощей свт. Спиридона Тримифунтского

Митрополит Волоколамский Иларион: За это деяние Патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божиим и перед судом истории

Задачи и приоритеты социальной практики духовенства

Минская духовная академия: исторический путь становления и развития

Создание поместной Церкви не может быть инициировано светской властью

Кизлярская трагедия нас сплотила

К 40-му дню блаженной кончины архиепископа Феофана (Галинского)