Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Протоиерей Владислав Цыпин: Вся правда о новомучениках — это вопрос времени

Протоиерей Владислав Цыпин: Вся правда о новомучениках — это вопрос времени
Версия для печати
10 февраля 2011 г. 13:00

2 февраля 2011 года Архиерейский Собор принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Протоиерей Владислав Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии и семинарии, в интервью интернет-изданию «Татьянин день» прокомментировал некоторые положения этого документа.

— Отец Владислав, на прошедшем Архиерейском Соборе был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Какие из положений этого документа кажутся Вам наиболее важными и интересными? Что в документе является принципиально новым?

— На мой взгляд, постановление о посвящении храмов и часовен памяти новомучеников по-прежнему актуально и важно. На Соборе впервые прозвучало предложение именовать в календаре мучеников по месту подвига, по кафедре или по фамилии. А призыв в конце документа подражать новомученикам в стойкости и верности в мире, удаляющемся от Христа, — это не просто красивая фраза, это духовное наставление всем верным чадам Церкви.

— В документе говорится о том, что «епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию». Кто будет составлять сами службы? Разве возможно написать богослужебный текст «на заказ»?

— Составлять эти службы будут епархиальные богослужебные комиссии. А уж каким образом они будут работать — коллегиально или поручив это тому, у кого есть соответствующий дар, а затем редактируя, — это по-разному может быть устроено. Но, как правило, службы и составляются «по заказу», а не по вдохновению, посещающему кого-либо из православных христиан. Так оно и было, например, в Синодальный период: когда готовилась канонизация, параллельно составлялась служба святому, или сразу после канонизации «поступал заказ» на написание службы.

— Как предполагается решать проблему литургического почитания новомучеников, имея в виду их большое количество и малое число составленных им служб, с одной стороны, и непростые проблемы соединения их памяти с памятью древних святых, с другой?

— Конечно, лучше, чтобы были службы, посвященные конкретному святому, но за отсутствием таковых — и это уже сложившаяся традиция — используется общая минея, где размещены службы разным чинам святых, разным ликам святости: священномученикам, преподобномученикам, исповедникам. Если совершается служба новомученику (а она должна совершаться там, где он пострадал, или там, где он совершал служение) и при этом нет написанной ему службы, то за основу берется служба из общей Минеи. В ее тексте будет прославляться не конкретный святой, а данный «вид святости». Новомучеников, действительно, много. Если открыть календарь, мы видим, что практически на каждый день приходится память какого-либо новопрославленного святого. Но службы им совершаются редко. Наверно, невозможно совершать службы всем им во всех храмах. Во всех храмах нужно праздновать лишь избранных из них — как в случае со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, например, — а остальных поминать соборно.

А вот память святых, известных в своих епархиях, очень хорошо и правильно было бы совершать во всех храмах епархии — если речь идет об архиерее, или в приходах или монастырях — если речь идет о святых, известных в какой-то местности. Что касается соединения служб, то Типикон предусматривает возможность соединения памяти древнего святого с памятью новопрославленного святого, и здесь не должно возникнуть проблем.

— В документе рекомендуется «продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан». Как сейчас строится работа с архивами? Что уже достигнуто?

— Без сотрудничества с архивными работниками, хранителями архивов наша деятельность невозможна. Работа в этом направлении ведется, нужные нам документы более или менее доступны. Как правило, это архивы спецслужб, и так просто они не выдаются, на их просмотр необходимо получить разрешение. Копировать также можно не все. Ограничения, которые устанавливают архивы, касаются не защиты репутации следственных и судебных органов, ведь и так понятно, что там было много преступного, этот факт уже никто не пытается упрятать. А были другие лица, которые в них фигурируют, причем в неблаговидном виде. К примеру — свидетели обвинения, информаторы. Мало кто из них может быть жив на сегодняшний день, но у них есть дети, внуки, и их интересы государство защищает. Есть такое понятие — «охрана прав граждан, которые могли бы быть скомпрометированы публикацией архивных документов». Таким образом, посторонние лица, принимавшие, однако, непосредственное участие в судьбе репрессированных, остаются под охраной государственной тайны. И поэтому документы попадают к нам с какими-то купюрами.

И все же в перспективе возможно улучшение ситуации. На этот счет есть особое законодательное положение: через 75 лет после кончины человека его репутация уже более не охраняется. Это уже не факт личной жизни, а факт истории. Тогда архивные документы, как бы они ни выставляли это лицо, могут публиковаться. Даже самые потаенные уголки истории XVIII века уже для всех открыты. А если мы говорим о репрессиях 30-х годов, со времени кончины этих людей чаще всего 75 лет еще не прошло. Так что вопрос открытия архивов — это теперь вопрос времени.

— В документе упоминаются и новомученики, и «все невинно от богоборцев в годы гонений пострадавшие». В чем будет заключаться церковное поминовение жертв репрессий? Будет ли учрежден день особого поминовения этих усопших (подобно дню поминовения погибших в годы Великой Отечественной войны)?

— Это решение обращено скорее к обществу, чем к Церкви. Церковное поминовение христиан — не новомучеников, но пострадавших от репрессий — может быть как персональное, так и общецерковное — через требы. Но для тех, кто пал жертвой репрессий, не принадлежа при этом к Церкви, речи о поминовении не может идти. Церковное поминовение лиц, не принадлежавших к Церкви, невозможно, и здесь никаких поправок быть не может. В соответствующем пункте документа выражено скорее уважение к жертвам репрессий и пожелание принимать какие-то общественные, государственные меры — акции, которые бы способствовали увековечению памяти пострадавших в те годы, чем стремление каким-то образом изменить церковную практику поминовения усопших.

— В документе говорится и о том, что «целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории». Как можно рассказывать о новомучениках в школе? Не вызовет ли это общественный протест, как было с «Основами православной культуры»?

— Здесь даже меньше оснований для возражений, чем было при попытке ввести предмет «Основы православной культуры». Мы говорим о факте имевших место репрессий. Это необходимо молодому поколению просто для объективного знания истории — независимо от того, является ли школа церковно ориентированной или это обычная средняя школа. И о том факте, что среди пострадавших и репрессированных было много священнослужителей и просто православных христиан. Это не значит, что школьники, не принадлежащие к Православной Церкви, должны из таких уроков выносить убеждение об их святости. Мы считаем, что рассказ о новомучениках даст школьнику, независимо от его принадлежности к определенной конфессии, более объективное представление об исторических фактах, чем дают современные школьные учебники.

Беседовала Дарья Куликова

Материалы по теме

На Соловках прошли памятные мероприятия, посвященные истории политических репрессий

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на Бутовском полигоне

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на Бутовском полигоне

В Донском монастыре состоялась панихида по казакам — жертвам большевистского террора

Состоялось общецерковное прославление святого праведного Павла Таганрогского

Преподобный Иларион Грузин включен в месяцеслов Русской Православной Церкви

Интервью с автором жизнеописания святителя Серафима (Соболева) А.А. Кострюковым [Интервью]

Слово Святейшего Патриарха Болгарского Неофита после Литургии в Покровском монастыре г. Москвы [Приветствия и обращения]

Игумен Дамаскин (Орловский): Вопрос о популяризации подвига новомучеников — существенный и значимый [Статья]

В Издательском Совете пройдет встреча на тему «Роль издательских проектов в развитии почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской»

Опубликованы Методические рекомендации по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской

Состоялось четвертое пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии

Доклад епископа Троицкого Панкратия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года [Документы]

В столице Болгарии состоялось заседание комиссии по вопросу канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

Внесены изменения в состав Синодальной комиссии по канонизации святых

Патриаршее поздравление епископу Троицкому Панкратию с 60-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Состоялась пресс-конференция по итогам Архиерейского Собора

Состоялось совещание архиереев приграничных епархий России, Украины и Беларуси

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви [Документы]

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Многие наши писатели, композиторы, художники реально участвовали в жизни Церкви

Протоиерей Константин Татаринцев: Во всех гарнизонах Дальней авиации проводится регулярная работа военных священнослужителей

Митрополит Волоколамский Иларион: Преподавание теологии в светских учебных заведениях — это, в каком-то смысле, вопрос национальной безопасности

В.Р. Легойда: На сегодняшний день я не вижу угроз единству Вселенской Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Говорить о расколе православного мира нет оснований

Митрополит Волоколамский Иларион: Московский Патриархат предлагает совместными усилиями продолжить подготовку Собора

Митрополит Волоколамский Иларион: «Искренне надеюсь, что Святейший Патриарх Варфоломей проявит присущие ему мудрость, смирение и спокойствие»

В.Р. Легойда: Мы внимательно изучаем ситуацию, складывающуюся в связи с подготовкой Собора

Митрополит Волоколамский Иларион: На Всеправославном Соборе не будут обсуждаться вероучительные вопросы

Интервью митрополита Волоколамского Илариона газете The National Herald