Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Протоиерей Владислав Цыпин: Вся правда о новомучениках — это вопрос времени

Протоиерей Владислав Цыпин: Вся правда о новомучениках — это вопрос времени
Версия для печати
10 февраля 2011 г. 13:00

2 февраля 2011 года Архиерейский Собор принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Протоиерей Владислав Цыпин, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Московской духовной академии и семинарии, в интервью интернет-изданию «Татьянин день» прокомментировал некоторые положения этого документа.

— Отец Владислав, на прошедшем Архиерейском Соборе был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Какие из положений этого документа кажутся Вам наиболее важными и интересными? Что в документе является принципиально новым?

— На мой взгляд, постановление о посвящении храмов и часовен памяти новомучеников по-прежнему актуально и важно. На Соборе впервые прозвучало предложение именовать в календаре мучеников по месту подвига, по кафедре или по фамилии. А призыв в конце документа подражать новомученикам в стойкости и верности в мире, удаляющемся от Христа, — это не просто красивая фраза, это духовное наставление всем верным чадам Церкви.

— В документе говорится о том, что «епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию». Кто будет составлять сами службы? Разве возможно написать богослужебный текст «на заказ»?

— Составлять эти службы будут епархиальные богослужебные комиссии. А уж каким образом они будут работать — коллегиально или поручив это тому, у кого есть соответствующий дар, а затем редактируя, — это по-разному может быть устроено. Но, как правило, службы и составляются «по заказу», а не по вдохновению, посещающему кого-либо из православных христиан. Так оно и было, например, в Синодальный период: когда готовилась канонизация, параллельно составлялась служба святому, или сразу после канонизации «поступал заказ» на написание службы.

— Как предполагается решать проблему литургического почитания новомучеников, имея в виду их большое количество и малое число составленных им служб, с одной стороны, и непростые проблемы соединения их памяти с памятью древних святых, с другой?

— Конечно, лучше, чтобы были службы, посвященные конкретному святому, но за отсутствием таковых — и это уже сложившаяся традиция — используется общая минея, где размещены службы разным чинам святых, разным ликам святости: священномученикам, преподобномученикам, исповедникам. Если совершается служба новомученику (а она должна совершаться там, где он пострадал, или там, где он совершал служение) и при этом нет написанной ему службы, то за основу берется служба из общей Минеи. В ее тексте будет прославляться не конкретный святой, а данный «вид святости». Новомучеников, действительно, много. Если открыть календарь, мы видим, что практически на каждый день приходится память какого-либо новопрославленного святого. Но службы им совершаются редко. Наверно, невозможно совершать службы всем им во всех храмах. Во всех храмах нужно праздновать лишь избранных из них — как в случае со священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, например, — а остальных поминать соборно.

А вот память святых, известных в своих епархиях, очень хорошо и правильно было бы совершать во всех храмах епархии — если речь идет об архиерее, или в приходах или монастырях — если речь идет о святых, известных в какой-то местности. Что касается соединения служб, то Типикон предусматривает возможность соединения памяти древнего святого с памятью новопрославленного святого, и здесь не должно возникнуть проблем.

— В документе рекомендуется «продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан». Как сейчас строится работа с архивами? Что уже достигнуто?

— Без сотрудничества с архивными работниками, хранителями архивов наша деятельность невозможна. Работа в этом направлении ведется, нужные нам документы более или менее доступны. Как правило, это архивы спецслужб, и так просто они не выдаются, на их просмотр необходимо получить разрешение. Копировать также можно не все. Ограничения, которые устанавливают архивы, касаются не защиты репутации следственных и судебных органов, ведь и так понятно, что там было много преступного, этот факт уже никто не пытается упрятать. А были другие лица, которые в них фигурируют, причем в неблаговидном виде. К примеру — свидетели обвинения, информаторы. Мало кто из них может быть жив на сегодняшний день, но у них есть дети, внуки, и их интересы государство защищает. Есть такое понятие — «охрана прав граждан, которые могли бы быть скомпрометированы публикацией архивных документов». Таким образом, посторонние лица, принимавшие, однако, непосредственное участие в судьбе репрессированных, остаются под охраной государственной тайны. И поэтому документы попадают к нам с какими-то купюрами.

И все же в перспективе возможно улучшение ситуации. На этот счет есть особое законодательное положение: через 75 лет после кончины человека его репутация уже более не охраняется. Это уже не факт личной жизни, а факт истории. Тогда архивные документы, как бы они ни выставляли это лицо, могут публиковаться. Даже самые потаенные уголки истории XVIII века уже для всех открыты. А если мы говорим о репрессиях 30-х годов, со времени кончины этих людей чаще всего 75 лет еще не прошло. Так что вопрос открытия архивов — это теперь вопрос времени.

— В документе упоминаются и новомученики, и «все невинно от богоборцев в годы гонений пострадавшие». В чем будет заключаться церковное поминовение жертв репрессий? Будет ли учрежден день особого поминовения этих усопших (подобно дню поминовения погибших в годы Великой Отечественной войны)?

— Это решение обращено скорее к обществу, чем к Церкви. Церковное поминовение христиан — не новомучеников, но пострадавших от репрессий — может быть как персональное, так и общецерковное — через требы. Но для тех, кто пал жертвой репрессий, не принадлежа при этом к Церкви, речи о поминовении не может идти. Церковное поминовение лиц, не принадлежавших к Церкви, невозможно, и здесь никаких поправок быть не может. В соответствующем пункте документа выражено скорее уважение к жертвам репрессий и пожелание принимать какие-то общественные, государственные меры — акции, которые бы способствовали увековечению памяти пострадавших в те годы, чем стремление каким-то образом изменить церковную практику поминовения усопших.

— В документе говорится и о том, что «целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории». Как можно рассказывать о новомучениках в школе? Не вызовет ли это общественный протест, как было с «Основами православной культуры»?

— Здесь даже меньше оснований для возражений, чем было при попытке ввести предмет «Основы православной культуры». Мы говорим о факте имевших место репрессий. Это необходимо молодому поколению просто для объективного знания истории — независимо от того, является ли школа церковно ориентированной или это обычная средняя школа. И о том факте, что среди пострадавших и репрессированных было много священнослужителей и просто православных христиан. Это не значит, что школьники, не принадлежащие к Православной Церкви, должны из таких уроков выносить убеждение об их святости. Мы считаем, что рассказ о новомучениках даст школьнику, независимо от его принадлежности к определенной конфессии, более объективное представление об исторических фактах, чем дают современные школьные учебники.

Беседовала Дарья Куликова

Материалы по теме

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил мемориал «Сад памяти» на Бутовском полигоне

На Бутовском полигоне молитвенно почтят память жертв Большого террора

«Сад памяти» на Бутовском полигоне [Интервью]

На Бутовском полигоне откроется мемориал «Сад памяти», посвященный жертвам репрессий 1937-38 годов

Священный Синод определил порядок формирования Соборов святых отдельных епархий и митрополий

Имена новопрославленных сербских святых включены в месяцеслов Русской Православной Церкви

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил в Успенском соборе Смоленска Литургию и чин прославления Рославльских пустынножителей схимонахов Никиты и Феофана

Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин: Священник должен уметь выслушать и понять другого человека [Интервью]

В Патриаршем войсковом всеказачьем соборе Новочеркасска торжественно отметили праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В северной столице состоялась конференция «Православные эстонцы Петербурга. 1917: до и после»

Митрополит Крутицкий Ювеналий освятил мемориал «Сад памяти» на Бутовском полигоне

Священный Синод определил порядок формирования Соборов святых отдельных епархий и митрополий

Доклад епископа Троицкого Панкратия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года [Документы]

В столице Болгарии состоялось заседание комиссии по вопросу канонизации архиепископа Серафима (Соболева)

Внесены изменения в состав Синодальной комиссии по канонизации святых

Состоялось очередное заседание организационного комитета по подготовке Архиерейского Собора 2017 года

Состоялось первое заседание организационного комитета по подготовке Архиерейского Собора 2017 года

Священный Синод принял решение о порядке соблюдения образовательного ценза для кандидатов в священный сан

В сотую годовщину восстановления Патриаршества состоится Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Другие интервью

Митрополит Волоколамский Иларион: Решения проблем нужно достигать путем переговоров

Помочь помогающим

Митрополит Волоколамский Иларион: Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков

В.Р. Легойда: Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства

Митрополит Волоколамский Иларион: Счастье — это удовлетворенность человека тем, как он живет

Протоиерей Максим Козлов: Церковь активно формирует единое образовательное пространство

Митрополит Волоколамский Иларион: Нет ни одной Поместной Православной Церкви, которая бы признавала раскольничьи структуры

Митрополит Волоколамский Иларион: Существует немало примеров, когда церковные деятели добивались успеха там, где его не могли добиться политики

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь дорожит возможностью беспрепятственно осуществлять свою миссию

Митрополит Волоколамский Иларион: Мы должны двигаться вперед, сохранять и укреплять наше единство