Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Мартирий

Версия для печати

Мартирий (гр. μαρτΰριον, лат. memoria) — здание или усыпальница, сооруженная над могилой мученика или на месте, связанном с жизнью Христа или святого.

Наиболее ранние мартирии были просто гробницами, возведенными над могилами мучеников, как эдикула над предполагаемой могилой апостола Петра на Ватиканском холме в Риме. Монументальный мартирий в виде большого куполообразного сооружения был построен в районе 300 года над могилой апостола Иоанна Богослова в Эфесе.

После 312 года монументальные мартирии сооружались в большом количестве по всему христианскому миру. Андре Грабар показал, что форма мартирия произошла от римских погребальных сооружений. Большинство мартириев имело центрическую планировку. Например, круглые — ротонда храма Гроба Господня в Иерусалиме, октогональные — над гротом Рождества Христова в Вифлееме, или формы креста — мартирий св. Вавилы в Антиохии, форма базилики также использовалась для мартириев, например, в церкви св. Петра трансепт (поперечный неф) играл роль мартирия. Также и древнейшая церковь Салоны, посвященная муч. Анастасию, рубеж IV века, представляет собой мартирий.

После прекращения гонений строительство таких зданий получает дальнейшее развитие; на Востоке к мавзолею, в котором хранились мощи, часто пристраивалась церковь; на Западе мощи обычно хранились под алтарем самой церкви. Мартирии продолжают строится и позже, как в случае св. Евфимии в Константинополе, когда дворец был превращен в часовню, чтобы дать пристанище останкам святой в VII веке. Различия между мартирием и обычными церквями начали стираться в начале IV века с первым переносом мощей в церкви, которые не строились специально, как усыпальницы. В послеиконоборческое время мартирии больше не строились.

Происхождение мартириев тесно связано с традицией переноса мощей. Перенесение мощей приобретает особую значимость в связи с тем, что в церкви утверждается обычай строить храмы на мощах святых. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм).

Это установление восходит, видимо, к обыкновению возводить храмы над могилами мучеников, сложившемуся еще во времена гонений. Правило, согласно которому ни одна церковь не должна была строиться не на мощах святых, которые должны были полагаться под алтарем, было принято Пятым карфагенским собором (правило 10).

В VI-VIII вв., однако, еще случались отдельные отступления от этого правила. Строить церкви без полагания мощей было воспрещено VII Вселенским собором. Здесь указывалось, чтобы в тех храмах, которые были освящены без мощей, было совершено положение мощей; если же какой-либо епископ освятил бы без мощей новый храм, то он должен был быть отлучен «как преступивший церковные предания» (правило 7) (одной из причин принятия это правила было непочитание мощей частью иконоборцев, против которых и был направлен VII Вселенский собор).

Мощи помещались также в алтаре переносных церквей. В силу данного развития в церковной практике утвердилось правило не совершать Евхаристию не на мощах святых. Поэтому, в частности, в практике Русской Церкви мощи непременно зашиваются в антиминс (льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, который кладется на Престол и на котором совершается освящение Св. Даров) и священник может служить литургию без Престола (только на антиминсе); в греческой церкви мощи в антиминс не зашиваются, поскольку не допускается служение литургии не на настоящем Престоле с положенными в нем мощами. В любом случае мощи рассматриваются, как необходимое условие совершения литургии.

Литература:

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 2 vols.  NY - Oxford, 1991. Р. 1308-1309.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р.166, 361.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Беляев Л. А. Христианские древности. М. 2000.
Живов В. М. Святость.  Краткий словарь агиографических терминов.  М. , 1994
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.