Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Нартекс

Версия для печати

Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.

Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие обряды, в том числе и заупокойные молитвы.

Литература:

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 2 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1438-1439.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 32, 361.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т.1 (2) М. 1997. С.64-66.
Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб 2000.
Уайбру Х. Православная литургия. М. 2000. С. 13, 84-86, 172.
Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 436.
Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-.). Л. 1987.