Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Православный храм. Типы церковного здания.

Версия для печати

Православный храм. Типы церковного здания.

Проблема типологизации церковного здания представляет некоторую сложность. Дело в том, что традиционными и общепринятыми являются архитектурные типы; это базилика, крестово-купольный храм (см. церковь) и т. п.

Однако подобная типологизация не отражает реального устройства церковного здания, ведь наряду с базиликой используются термины «мартирий», «баптистерий», здания которых также могли иметь форму базилики. И, наоборот, представление о базилике как о вытянутом «прямоугольном» помещении неверно*. Перечисляя типы храмов, мы невольно смешиваем архитектурные и функциональные понятия.

Однако нам кажется, что при выборе между функциональным и архитектурным подходом следует более руководствоваться первым. Сама Церковь никогда не знала «архитектурного» подхода к своему зданию, он был навязан ей извне светской архитектурой. Таким образом, правильно было бы писать: «мартирий имел форму базилики», «кафедральный храм имел крестообразную форму» и т. п. Такой подход, вероятно, более адекватно отражает действительность.

Между тем типология храмов, основанная на их функции давно и хорошо известна. Отцы IV Вселенского собора в 6 правиле перечислили основные типы храмов: городские, сельские, мученические, монастыри**. Уже само по себе такое перечисление весьма примечательно, думается, этот порядок не случаен. Также не случайно и то, что в списке нет «императорских» храмов, хотя такие нам известны.

8-е и 10-е правила того же собора выделяют две особые категории (видимо, второстепенные): мученические храмы, с которыми мы уже встречались, и храмы при богадельнях и странноприимных домах, последние, видимо, были учреждениями, патронируемыми церковью. Храмы с подобными функциями давно и хорошо известны археологам (напр., т. н. «Западная» базилика Херсонеса).

Таким образом, к основным типам храмов мы относим:
∙ «Императорские» и патриаршие храмы, в столицах Византийской империи.
∙ Кафедральные храмы
∙ Приходские храмы в городе
∙ Сельские храмы
∙ Мученические храмы или мартирии
∙ Кафоликоны монастырей
∙ Храмы при богадельнях и странноприимных домах
∙ Пареклесии или часовни

Отсюда очевидны и два основных архитектурных типа, которые использовались при сооружении здания церкви, это базилика и крестово-купольный храм или собственно церковь.

Особняком здесь стоит баптистерий, который мог быть как самостоятельным храмом, так и отдельным сооружением, пристроенным к храму или же просто частью или зоной самого храма.

* Например, Евсевий Памфил так пишет о строительстве базилики в Антиохи: «Он (Константин Великий) поднял базилику до изумительной высоты, и придал ей вид восьмиугольника» (Евсевия Памфила слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования, 9 в кн. Евсевий Памфил Жизнь блаженного василевса Константина, М. 1998. С. 237).

** Правила эти написаны в отношении клириков, которых предписано «никуда не рукополагать кроме», ниже перечисленных храмов.

Литература:

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium).  A.  Kazhdan et al.  (eds.), 1 v.  NY - Oxford, 1991. Р. 460-462.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М. 1996.
Якобсон А. Л. Закономерности  в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XV вв.). Л. 1987.