Православный храм. Типы церковного здания.
Проблема типологизации церковного здания представляет некоторую сложность. Дело в том, что традиционными и общепринятыми являются архитектурные типы; это базилика, крестово-купольный храм (см. церковь) и т. п.
Однако подобная типологизация не отражает реального устройства церковного здания, ведь наряду с базиликой используются термины «мартирий», «баптистерий», здания которых также могли иметь форму базилики. И, наоборот, представление о базилике как о вытянутом «прямоугольном» помещении неверно*. Перечисляя типы храмов, мы невольно смешиваем архитектурные и функциональные понятия.
Однако нам кажется, что при выборе между функциональным и архитектурным подходом следует более руководствоваться первым. Сама Церковь никогда не знала «архитектурного» подхода к своему зданию, он был навязан ей извне светской архитектурой. Таким образом, правильно было бы писать: «мартирий имел форму базилики», «кафедральный храм имел крестообразную форму» и т. п. Такой подход, вероятно, более адекватно отражает действительность.
Между тем типология храмов, основанная на их функции давно и хорошо известна. Отцы IV Вселенского собора в 6 правиле перечислили основные типы храмов: городские, сельские, мученические, монастыри**. Уже само по себе такое перечисление весьма примечательно, думается, этот порядок не случаен. Также не случайно и то, что в списке нет «императорских» храмов, хотя такие нам известны.
8-е и 10-е правила того же собора выделяют две особые категории (видимо, второстепенные): мученические храмы, с которыми мы уже встречались, и храмы при богадельнях и странноприимных домах, последние, видимо, были учреждениями, патронируемыми церковью. Храмы с подобными функциями давно и хорошо известны археологам (напр., т. н. «Западная» базилика Херсонеса).
Таким образом, к основным типам храмов мы относим:
∙ «Императорские» и патриаршие храмы, в столицах Византийской империи.
∙ Кафедральные храмы
∙ Приходские храмы в городе
∙ Сельские храмы
∙ Мученические храмы или мартирии
∙ Кафоликоны монастырей
∙ Храмы при богадельнях и странноприимных домах
∙ Пареклесии или часовни
Отсюда очевидны и два основных архитектурных типа, которые использовались при сооружении здания церкви, это базилика и крестово-купольный храм или собственно церковь.
Особняком здесь стоит баптистерий, который мог быть как самостоятельным храмом, так и отдельным сооружением, пристроенным к храму или же просто частью или зоной самого храма.
* Например, Евсевий Памфил так пишет о строительстве базилики в Антиохи: «Он (Константин Великий) поднял базилику до изумительной высоты, и придал ей вид восьмиугольника» (Евсевия Памфила слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования, 9 в кн. Евсевий Памфил Жизнь блаженного василевса Константина, М. 1998. С. 237).
** Правила эти написаны в отношении клириков, которых предписано «никуда не рукополагать кроме», ниже перечисленных храмов.
Литература:
Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 1 v. NY - Oxford, 1991. Р. 460-462.
Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.
Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М. 1996.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л. 1983.
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры (IX-XV вв.). Л. 1987.