Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Члены Межвузовской Ассоциации молодых историков-филологов обратились с открытым письмом к Президенту В.В. Путину

Версия для печати
16 сентября 2006 г. 15:05

Письмо с обращением к Президенту России посвящено ситуации, складывающейся в обществе в связи с введением предмета «Основы православной культуры» в курс общеобразовательных школ.

Текст обращения приводится ниже.

«Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Исследовательский Фонд «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» (ИФ МАМИФ) обращается к Вам как к гаранту Конституции Российской Федерации. Мы глубоко озабочены ситуацией, складывающейся вокруг преподавания в школах России предмета «Основы православной культуры» (ОПК).

Наше обращение вызвано очередной волной неконструктивной критики и обскурантизма со стороны некоторых чиновников, правозащитников и ряда СМИ в адрес преподавания ОПК. С 1 сентября 2006 года в Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областях в рамках регионального компонента  образовательного стандарта введено преподавание ОПК. Еще в 11 регионах этот предмет изучается на факультативной основе. Все решения по введению ОПК в субъектах Российской Федерации соответствуют Конституции Российской Федерации и образовательному стандарту, согласованы органами местной власти со школьниками и их родителями, а также представителями традиционных для России религиозных конфессий. 

Сам факт введения ОПК не является чем-то новым и малоизвестным. Школьный курс «Основы православной культуры», востребованный в современном российском обществе, по инициативе педагогов и местных органов власти субъектов Российской Федерации успешно разрабатывается и внедряется в разных регионах России в течение ряда лет. Еще 22 октября  2002 г. было обнародовано информационное письмо Министерства образования Российской Федерации № 14-52-876 ин/16 с Приложением примерного содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры».

Введение ОПК с 1 сентября 2006 года в ряде субъектов Российской Федерации свидетельствует о расширении образовательного пространства этой культурологической дисциплины. Это вызвано, несомненно, наличием социального заказа российского общества и духовными потребностями нашего народа, а также наличием правовых аргументаций и учебно-методических оснований для преподавания курса ОПК в школах России.

В свете всего вышеизложенного вызывает удивление заявление министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко от 1 сентября 2006 года: «В школах должна преподаваться история мировых религий: мы должны обучать детей истории всех религий. Наша страна включает в себя много конфессий, и мы должны быть толерантны». Как нам представляется, подобными заявлениями федеральный министр грубо нарушает Конституцию России и законодательство в сфере образования, которое ограничивает компетенцию подведомственного ему органа управления в сфере содержания образования федеральным компонентом и, следовательно, не дает ему права вмешиваться прямо или косвенно в решения, принимаемые на других уровнях государственного, а также муниципального управления. К тому же в федеральном компоненте школьного образования совершенно не упоминается Иисус Христос, хотя имеются имена Будды, Конфуция, Мухаммеда. Это, на наш взгляд, яркий пример некомпетентного или нетолерантного отношения федеральных чиновников к религии, сыгравшей государствообразующую роль в истории нашей страны.

Имеющиеся программы учебного курса ОПК включают в разделах для основной школы темы, связанные с инославными христианскими традициями, а для старшей школы —  изучение основ древних религий и конфессиональной картины мира в целом. Это является достаточным основанием для прекращения дискуссий по поводу альтернативных курсов и дает возможность систематического и полноценного ознакомления школьников с религиозной культурой не только Православия, но и других вероисповеданий.

Как показал опыт изучения ОПК, общая программа историко-культурологического содержания позволяет успешно решать проблему сохранения единого образовательного и культурного пространства России, повышения качества базового образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания, повышения культуры учащихся, успешной социализации молодежи в отечественной культуре, предупреждения национальных и религиозных конфликтов. Об этом, видимо, уместно еще раз напомнить после недавних трагических событий в карельском городе Кондопога.

В рамках деятельности ИФ МАМИФ третий год функционирует историко-филологический семинар по вопросам православной культуры, это — своеобразная лаборатория, где апробируются результаты научно-методических и педагогических экспериментов в изучении ОПК. Кроме семинаров и симпозиумов нами были проведены научные конференции, социологические исследования и опросы. Все данные убедительно свидетельствуют о культурологическом характере предмета ОПК, о его положительном влиянии на учащихся, занятия ОПК вызывают глубокий интерес не только у детей православного вероисповедания, но и у мусульман, иудеев и даже атеистов. Школьники, изучающие ОПК, открывают для себя новые горизонты в познании окружающего мира и духовного опыта предков. Изучение ОПК способствует укреплению межнациональных отношений, преодолению расовой и религиозной нетерпимости, что особенно важно в современной ситуации в России.

Многоуважаемый Владимир Владимирович, мы, творческая молодежь России, всем сердцем и всеми силами души преданные Отечеству, ревнующие о его настоящем и переживающие о будущем нашей страны, просим Вас поддержать полезные начинания педагогов и ученых в области учебно-методического освоения курса ОПК и его изучения в школах России. Выражая глубокую обеспокоенность в связи с наличием негативного информационного поля, искусственно сложившегося вокруг проблемы преподавания «Основ православной культуры» в школах России, мы вместе с тем, надеемся, что некомпетентность отдельных чиновников и распространяемые некоторыми СМИ предрассудки и явные подлоги, не станут препятствием для преподавания «Основ православной культуры» в Российской Федерации».  

Патриархия.ru/Информационная служба ИФ МАМИФ

Материалы по теме

Состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию

Патриарший визит в Санкт-Петербургскую митрополию. Литургия в Никольском Морском соборе в Кронштадте. Встреча с Президентом России В.В. Путиным

Кронштадтский Морской собор посетил Президент России В.В. Путин

Кронштадтский Морской собор посетил Президент России В.В. Путин

Вышло учебное пособие для учителей по истории Русской Православной Церкви

Завершился семинар для руководителей и сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации

В Москве открылся семинар для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации

Митрополит Ростовский Меркурий: Недопустимо изменять условия преподавания религиозных культур без согласования с религиозными организациями

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

Посетители сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ могут задать вопрос епископу Люберецкому Серафиму

Стартовал прием заявок на всероссийский конкурс помощи бездомным имени Надежды Монетовой

Святейший Патриарх Кирилл провел рабочее совещание по вопросам развития Соловецкого архипелага

Святейший Патриарх Кирилл поздравил кинорежиссера А.С. Кончаловского с 80-летием со дня рождения

Стартовал региональный этап Всероссийского фестиваля молодежных проектов «Славим Отечество»

Проведено первое заседание экспертной комиссии III этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

При участии православной службы помощи «Милосердие» в России готовится к изданию фундаментальный учебник по помощи неизлечимо больным детям

Учрежден Всероссийский совет православных объединений в защиту жизни

Екатеринбург станет региональным центром по обучению церковному социальному служению

В очередной ежегодный миссионерский рейс отправился корабль-церковь «Андрей Первозванный»