Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версия
Патриархия

Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде

Версия для печати
27 сентября 2006 г. 12:47

На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году.

Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года.

Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем. На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии.

В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны.

С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения.

В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви.

Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер.

Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству.

В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Польской, АлбанскойЧешской и Финляндской.

От Московского Патриархата в заседании приняли участие епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, и священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей.

Официальное открытие заседания Смешанной комиссии прошло 18 сентября в Белградском Патриаршем храме Святого Симеона Мироточивого в присутствии Патриарха Сербского Павла.

Святейший Патриарх Павел поздравил членов Комиссии и молитвенно пожелал успеха в предстоящих трудах:

«Добро пожаловать в этот храм Божий, дом нашей Церкви и нашего народа, дом ваш и дом мой! Я не думаю, что  нам нужно много говорить друг другу в этот момент, верю, что мы все должны в этот момент обратиться к Святому Духу, Духу премудрости и богопознания, да просветит он нас и в истину введет.

В богословском диалоге истины и любви, ради которого все здесь собрались, дорогие Отцы, братья и сестры, да хранит вас моя скромная молитва. А что еще важнее — да хранит вас благодать Святого Духа, который все наши недостатки дополняет и немощи исцеляет».

Был совершен молебен об успехе предстоящего заседания, за которым последовала молитва по римско-католическому обряду.

С приветственным словом к участникам обратились сопредседатели Смешанной комиссии митрополит Пергамский Иоанн и кардинал Вальтер Каспер.

От имени Святого Архиерейского Синода Сербской Церкви членов Комиссии поздравил митрополит Загребско-Люблянский Йован.

Обращаясь к собравшимся, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница подчеркнул важность диалога между Церквами Востока и Запада и выразил уверенность в том, что диалогу нет и не может быть альтернатив. Глава Правительства Сербии рассказал также о политической ситуации в Косово, где в последние годы были разрушены 150 церквей, а сотни тысяч людей остались без крова.

В заключение своего приветственного слова премьер-министр подчеркнул, что Сербия, будучи местом пересечения различных традиций и культур Европы, всегда играла важную роль в установлении доброжелательного диалога между ними.

21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, римско-католическая делегация присутствовала на праздничной Божественной литургии в церкви св. Марка. 23 сентября православные участники, по приглашению архиепископа Белградского Станислава (Хочевара), посетили мессу в кафедральном римско-католическом соборе Успения Пресвятой Богородицы в Белграде.

Члены Комиссии побывали также в историческом монастыре Раваница, где вечерню совершил епископ Браничевский Игнатий.

В воскресенье, 24 сентября, праздничный ужин для членов Комиссии дал Президент Республики Сербия Борис Тадич.

На белградском форуме обсуждался проект документа «Экклезиологические и канонические следствия таинственной природы Церкви: соборность и власть в Церкви на трёх уровнях церковной жизни — поместном, областном и вселенском».

Документ был подготовлен в ходе работы совместного координационного комитета в 1990 году в Москве; ожидалось, что в тот же год он будет представлен на пленарном заседании Смешанной комиссии во Фрайзинге (ФРГ).

Однако обсуждение было отложено — как оказалось, на полтора десятилетия, — так как в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в Восточной Европе Комиссия обратилась к обсуждению униатства и его влияния на православно-католический диалог.

По мнению представителей Московского Патриархата, нынешнее заседание Смешанной комиссии прошло в атмосфере конструктивного диалога. Однако на заключительном заседании, состоявшемся 24 сентября, разгорелась дискуссия по одному из разделов документа, посвященному авторитету Вселенских Соборов.

В этом разделе, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать «общие» соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом» (both Churches continued to hold «general» councils gathering together the bishops of local Churches in communion with the See of Rome or the See of Constantinople»).

Епископ Венский и Австрийский Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту. Как отметил представитель Русской Церкви, в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало «общение с Римским престолом».

Модель устройства Православной Церкви принципиальным образом отличается от римско-католической экклезиологической модели, и Патриарх Константинополя никогда не играл в Православной Церкви той роли, которую в Католической Церкви играет епископ Рима. Критерием кафоличности (соборности) в Православной Церкви всегда являлось евхаристическое и каноническое общение Поместных Церквей между собою, а отнюдь не только общение с Константинопольским престолом.

Более того, в истории имели место периоды, когда та или иная Поместная Церковь находилась вне общения с Константинопольским престолом, что не мешало ей сохранять полноту кафоличности. В частности, в середине XV века, после Ферраро-Флорентийского собора, когда Константинопольский Патриарх находился в унии с Римом, Русская Церковь приостановила общение с Константинополем, продолжая, тем не менее, находиться в общении с другими Поместными Церквами.

Как подчеркнул епископ Иларион, с момента окончания VII Вселенского собора вплоть до настоящего времени в Православной Церкви не состоялось ни одного «общего», или всеправославного, собора. Подготовка к такому собору велась с 1960-х годов, однако в настоящее время приостановлена.

Поэтому утверждение документа о том, что Церкви, находящиеся в общении с Константинополем, продолжали созывать «общие» (т.е. всеправославные) соборы в течение второго тысячелетия, не соответствует действительности.

Наконец, мысль о том, что в условиях продолжающегося разделения между Востоком и Западом созыв Вселенского Собора вообще невозможен, вызывает возражения целого ряда православных богословов, исходящих из того, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, основанная Христом и не утратившая соборности после «великой схизмы» XI века.

Замечания епископа Илариона вызвали резкое противодействие одного из двух сопредседателей Смешанной комиссии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа; Константинопольский Патриархат), который настоял на сохранении упоминания Константинопольского престола, наряду с Римским престолом, в тексте документа.

В качестве компромисса митрополит Иоанн предложил внести в текст следующую поправку: «находящихся в общении с Римским престолом, или, хотя это и понималось по-иному, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

Данная поправка, с точки зрения представителя Московского Патриархата, не меняла сути дела, однако была поставлена на голосование сопредседателем Смешанной комиссии кардиналом Вальтером Каспером.

Большинство православных участников заседания проголосовали за поправку; представители Московского Патриархата проголосовали против.

В ходе последовавшей дискуссии епископ Иларион подчеркнул, что участники двустороннего православно-католического диалога не могут быть путем голосования принуждены к тому или иному богословскому компромиссу или к принятию точек зрения, противоречащих их экклезиологическому самопониманию. Православные участники заседания, по мнению епископа, не уполномочены «изобретать» для Православной Церкви экклезиологическую модель, подобную той, что существует в Католической Церкви, с тем, чтобы Константинопольский Патриарх в этой модели занял место, подобное месту Папы в Римской Церкви.

По окончании заседания епископ Иларион заявил кардиналу Касперу официальный протест в связи с процедурой ведения православно-католического диалога, отметив недопустимость решения вопросов догматического и экклезиологического характера путем голосования. Подобные вопросы, по мнению представителя Московского Патриархата, могут решаться только путем консенсуса; если по тому или иному вопросу консенсус не достигнут, то ответ на этот вопрос не может быть включен в согласованный документ.

Кардинал Каспер принял к сведению протест представителя Русской Православной Церкви и пообещал вернуться к обсуждению спорного вопроса на следующем заседании Смешанной комиссии.

Для доработки обсуждаемого документа в соответствии с заамечаниями и комментариями участников белградского форума сформирована специальная совместная группа. Исправленный вариант станет темой очередного заседания Смешанной комиссии,  которое в октябре 2007 года будет проводить Римско-Католическая Церковь.

Несмотря на серьезные разногласия, участники форума отмечают, что на заседании царили дух дружбы и искренняя готовность к сотрудничеству.

Особую благодарность участники выражают Сербской Православной Церкви, радушно принявшей гостей, и просят верующих усердно молиться за успешное продолжение диалога.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 г.) [Документы]

Председатель ОВЦС: Встречу Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Франциском неслучайно назвали эпохальной

Священный Синод назвал унию незаживающей раной в православно-католических отношениях

Святейший Патриарх Кирилл встретился с апостольским нунцием архиепископом Иваном Юрковичем, завершающим свое служение в России

Поздравление Святейшего Патриарха Сербского Иринея по случаю 1000-летия русского монашества на Афоне [Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Сербской Православной Церкви с днем крестной славы [Патриарх : Приветствия и обращения]

На подворье Русской Православной Церкви в Белграде молитвенно почтили память блаженной Ксении Петербургской

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Сербской Православной Церкви с днем памяти святителя Саввы [Патриарх : Приветствия и обращения]

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с террористическим актом в сирийском городе Камышлы [Патриарх : Послания]

Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 г.) [Документы]

В Санкт-Петербурге открылись IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией

II Международный христианский форум с участием представителей Русской Православной Церкви проходит в Волгограде

Другие статьи

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Главная задача — познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Всеправославный Собор: мнения и ожидания»

«Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на III Международной патристической конференци

«Значение принятия христианства Русью». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на симпозиуме «Обновление христианского духа в современном обществе»

Доклад митрополита Волоколамского Илариона на научно-практической конференции «Вера и знание: православный взгляд на проблему науки и техники в XXI веке»

Русский мир и проблемы русофобии

Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви: межрелигиозные и межконфессиональные аспекты

Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Религиозный и культурный плюрализм и мирное сосуществование на Ближнем Востоке»

Непрерывность соборности: Поместный Собор 1917-1918 гг. в истории и современной жизни Русской Церкви