Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Девятое заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Католической Церковью в Белграде

Версия для печати
27 сентября 2006 г. 12:47

На девятом заседании Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, прошедшем с 18 до 24 сентября в Белграде, была продолжена работа, начатая в 1980 году.

Комиссия возобновила свою деятельность после длительного перерыва — предыдущая пленарная сессия состоялась в Балтиморе (США) в июле 2000 года.

Встрече в Белграде предшествовало всеправославное совещание, созванного Патриархом Константинопольским Варфоломеем. На этом форуме, который состоялся в церкви св. Георгия на Фанаре (Турция) в сентябре 2005 года, было принято решение о необходимости продолжить работу православно-католической комиссии.

В коммюнике, изданном Папским советом по содействию христианскому единству, отмечалось, что возобновление официального богословского диалога между православными и католиками стало возможным благодаря активному содействию Понтификов Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, и деятельной позиции Патриарха Варфоломея, координирующего работу комиссии с православной стороны.

С 13 по 15 декабря 2005 года в Риме состоялась встреча совместного координационного комитета, который и был уполномочен подготовить пленарную сессию в Белграде и определить круг тем для обсуждения.

В Смешанную комиссию вошло 30 представителей Православной Церкви и Римско-Католической Церкви.

Сопредседателями Смешанной комиссии по диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами являются митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), представляющий Константинопольский Патриархат, и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер.

Секретарями комиссии являются митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат) и монсиньор Элеутерио Ф. Фортино, вице-секретарь Папского совета по содействию христианскому единству.

В заседании приняли участие представители большинства Православных Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Польской, АлбанскойЧешской и Финляндской.

От Московского Патриархата в заседании приняли участие епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, и священник Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей.

Официальное открытие заседания Смешанной комиссии прошло 18 сентября в Белградском Патриаршем храме Святого Симеона Мироточивого в присутствии Патриарха Сербского Павла.

Святейший Патриарх Павел поздравил членов Комиссии и молитвенно пожелал успеха в предстоящих трудах:

«Добро пожаловать в этот храм Божий, дом нашей Церкви и нашего народа, дом ваш и дом мой! Я не думаю, что  нам нужно много говорить друг другу в этот момент, верю, что мы все должны в этот момент обратиться к Святому Духу, Духу премудрости и богопознания, да просветит он нас и в истину введет.

В богословском диалоге истины и любви, ради которого все здесь собрались, дорогие Отцы, братья и сестры, да хранит вас моя скромная молитва. А что еще важнее — да хранит вас благодать Святого Духа, который все наши недостатки дополняет и немощи исцеляет».

Был совершен молебен об успехе предстоящего заседания, за которым последовала молитва по римско-католическому обряду.

С приветственным словом к участникам обратились сопредседатели Смешанной комиссии митрополит Пергамский Иоанн и кардинал Вальтер Каспер.

От имени Святого Архиерейского Синода Сербской Церкви членов Комиссии поздравил митрополит Загребско-Люблянский Йован.

Обращаясь к собравшимся, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница подчеркнул важность диалога между Церквами Востока и Запада и выразил уверенность в том, что диалогу нет и не может быть альтернатив. Глава Правительства Сербии рассказал также о политической ситуации в Косово, где в последние годы были разрушены 150 церквей, а сотни тысяч людей остались без крова.

В заключение своего приветственного слова премьер-министр подчеркнул, что Сербия, будучи местом пересечения различных традиций и культур Европы, всегда играла важную роль в установлении доброжелательного диалога между ними.

21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, римско-католическая делегация присутствовала на праздничной Божественной литургии в церкви св. Марка. 23 сентября православные участники, по приглашению архиепископа Белградского Станислава (Хочевара), посетили мессу в кафедральном римско-католическом соборе Успения Пресвятой Богородицы в Белграде.

Члены Комиссии побывали также в историческом монастыре Раваница, где вечерню совершил епископ Браничевский Игнатий.

В воскресенье, 24 сентября, праздничный ужин для членов Комиссии дал Президент Республики Сербия Борис Тадич.

На белградском форуме обсуждался проект документа «Экклезиологические и канонические следствия таинственной природы Церкви: соборность и власть в Церкви на трёх уровнях церковной жизни — поместном, областном и вселенском».

Документ был подготовлен в ходе работы совместного координационного комитета в 1990 году в Москве; ожидалось, что в тот же год он будет представлен на пленарном заседании Смешанной комиссии во Фрайзинге (ФРГ).

Однако обсуждение было отложено — как оказалось, на полтора десятилетия, — так как в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в Восточной Европе Комиссия обратилась к обсуждению униатства и его влияния на православно-католический диалог.

По мнению представителей Московского Патриархата, нынешнее заседание Смешанной комиссии прошло в атмосфере конструктивного диалога. Однако на заключительном заседании, состоявшемся 24 сентября, разгорелась дискуссия по одному из разделов документа, посвященному авторитету Вселенских Соборов.

В этом разделе, в частности, говорилось о том, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв «Вселенского собора» в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать «общие» соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом» (both Churches continued to hold «general» councils gathering together the bishops of local Churches in communion with the See of Rome or the See of Constantinople»).

Епископ Венский и Австрийский Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту. Как отметил представитель Русской Церкви, в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало «общение с Римским престолом».

Модель устройства Православной Церкви принципиальным образом отличается от римско-католической экклезиологической модели, и Патриарх Константинополя никогда не играл в Православной Церкви той роли, которую в Католической Церкви играет епископ Рима. Критерием кафоличности (соборности) в Православной Церкви всегда являлось евхаристическое и каноническое общение Поместных Церквей между собою, а отнюдь не только общение с Константинопольским престолом.

Более того, в истории имели место периоды, когда та или иная Поместная Церковь находилась вне общения с Константинопольским престолом, что не мешало ей сохранять полноту кафоличности. В частности, в середине XV века, после Ферраро-Флорентийского собора, когда Константинопольский Патриарх находился в унии с Римом, Русская Церковь приостановила общение с Константинополем, продолжая, тем не менее, находиться в общении с другими Поместными Церквами.

Как подчеркнул епископ Иларион, с момента окончания VII Вселенского собора вплоть до настоящего времени в Православной Церкви не состоялось ни одного «общего», или всеправославного, собора. Подготовка к такому собору велась с 1960-х годов, однако в настоящее время приостановлена.

Поэтому утверждение документа о том, что Церкви, находящиеся в общении с Константинополем, продолжали созывать «общие» (т.е. всеправославные) соборы в течение второго тысячелетия, не соответствует действительности.

Наконец, мысль о том, что в условиях продолжающегося разделения между Востоком и Западом созыв Вселенского Собора вообще невозможен, вызывает возражения целого ряда православных богословов, исходящих из того, что Православная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, основанная Христом и не утратившая соборности после «великой схизмы» XI века.

Замечания епископа Илариона вызвали резкое противодействие одного из двух сопредседателей Смешанной комиссии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа; Константинопольский Патриархат), который настоял на сохранении упоминания Константинопольского престола, наряду с Римским престолом, в тексте документа.

В качестве компромисса митрополит Иоанн предложил внести в текст следующую поправку: «находящихся в общении с Римским престолом, или, хотя это и понималось по-иному, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

Данная поправка, с точки зрения представителя Московского Патриархата, не меняла сути дела, однако была поставлена на голосование сопредседателем Смешанной комиссии кардиналом Вальтером Каспером.

Большинство православных участников заседания проголосовали за поправку; представители Московского Патриархата проголосовали против.

В ходе последовавшей дискуссии епископ Иларион подчеркнул, что участники двустороннего православно-католического диалога не могут быть путем голосования принуждены к тому или иному богословскому компромиссу или к принятию точек зрения, противоречащих их экклезиологическому самопониманию. Православные участники заседания, по мнению епископа, не уполномочены «изобретать» для Православной Церкви экклезиологическую модель, подобную той, что существует в Католической Церкви, с тем, чтобы Константинопольский Патриарх в этой модели занял место, подобное месту Папы в Римской Церкви.

По окончании заседания епископ Иларион заявил кардиналу Касперу официальный протест в связи с процедурой ведения православно-католического диалога, отметив недопустимость решения вопросов догматического и экклезиологического характера путем голосования. Подобные вопросы, по мнению представителя Московского Патриархата, могут решаться только путем консенсуса; если по тому или иному вопросу консенсус не достигнут, то ответ на этот вопрос не может быть включен в согласованный документ.

Кардинал Каспер принял к сведению протест представителя Русской Православной Церкви и пообещал вернуться к обсуждению спорного вопроса на следующем заседании Смешанной комиссии.

Для доработки обсуждаемого документа в соответствии с заамечаниями и комментариями участников белградского форума сформирована специальная совместная группа. Исправленный вариант станет темой очередного заседания Смешанной комиссии,  которое в октябре 2007 года будет проводить Римско-Католическая Церковь.

Несмотря на серьезные разногласия, участники форума отмечают, что на заседании царили дух дружбы и искренняя готовность к сотрудничеству.

Особую благодарность участники выражают Сербской Православной Церкви, радушно принявшей гостей, и просят верующих усердно молиться за успешное продолжение диалога.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялась встреча митрополита Астанайского Александра с председателем конференции католических епископов Казахстана

Интервью В.Р. Легойды телеканалу Russia Today [Интервью]

Храму в честь святой мученицы княгини Людмилы Чешской в Праге передана частица ее мощей

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги о принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию [Статья]

В Генеральном консульстве России в Нью-Йорке состоялся Рождественский прием

Патриарх Сербский Ириней: Вопрос канонического статуса Украины был решен еще три столетия назад

Митрополит Дабробосанский Хризостом: Константинопольский Патриарх и его Синод скроили раскольническо-сектантский макет, названный ими «церковью»

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий: Патриарх Константинопольский разрушил вековое единство Православных Церквей

Состоялась встреча митрополита Астанайского Александра с председателем конференции католических епископов Казахстана

Представители Всемирного совета церквей посетили храм Московского Патриархата в Женеве

Интервью В.Р. Легойды телеканалу Russia Today [Интервью]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главам инославных церквей с праздником Рождества Христова [Патриарх : Приветствия и обращения]

Другие статьи

Слово митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги о принесении мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Россию

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании Президиума Межрелигиозного совета России

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона участникам XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в Лиссабоне на тему «Русская Православная Церковь и помощь христианам Ближнего Востока»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на тему «Будущее христианства в Европе»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на втором заседании рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей и глав иных религиозных организаций в связи с гибелью людей при пожаре в Кемерове

Доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона на конференции, посвященной второй годовщине гаванской встречи

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство»