Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Мы служим Богу и окормляем казачество, чтобы оправдать свое призвание»

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Мы служим Богу и окормляем казачество, чтобы оправдать свое призвание»
Версия для печати
4 марта 2015 г. 17:54

5 марта 2010 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. О становлении организации, текущей деятельности и перспективах рассказывает председатель Комитета митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

— Ваше Высокопреосвященство, благословите! 5 марта 2010 года Вы возглавили только что учрежденный Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Чем было вызвано это решение Русской Православной Церкви?

— Бог благословит! В свое время вопросы взаимодействия с казачеством находились в ведении Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Затем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла появилась отдельная структура — Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством.

Казаки сегодня — это весьма организованная часть общества. Они всегда были православными. Образно говоря, казачество — исторически и духовно сложившееся православное рыцарство. Самое главное, что большая их часть называет себя православными. Как только в 90-е годы XX века появились первые казачьи организации, они сразу стали приглашать священников для духовного окормления. И круг, по правилам казачьим, не может проходить без присутствия и благословения священника. По казачьим правилам, если во время споров на круге, которые уже переходят границы порядочности, священник встает, все замолкают. Если он уходит, круг прекращает свою деятельность, он нелегитимен…

Казаки не раз обращались к Святейшему Патриарху, в Священный Синод, к своим архиереям с просьбой создать такой общецерковный орган, который бы непосредственно занимался духовным окормлением казачества. И вот решением Священного Синода 5 марта 2010 года был образован Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Главной его целью и задачей является координация вопросов воцерковления казаков и духовной помощи им, взаимодействия с казачеством на духовном, церковном уровне во всех епархиях.

Сегодня, спустя пять лет, создан банк данных, составлены списки священников, окормляющих каждую казачью организацию — реестровую, общественную, образовательную, если это кадетский казачий корпус или казачий класс. В 130 епархиях Русской Православной Церкви созданы отделы по взаимодействию с казачеством. Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России более тысячи казачьих духовников.

Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви такие документы и методические материалы, как Устав православного казака, Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, Примерное соглашение отдельского казачьего общества и прихода Русской Православной Церкви, Сборник чинопоследований для казачьих обществ, Молитвослов православного казака и т.д. Буквально в эти дни пишется Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества. Эти документы получили поддержку Совета при Президенте по делам казачества и были направлены нами в епархии и казачьи общества.

Мы работаем по программе духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. Вопросами взаимодействия казачества с Церковью и их духовного окормления Синодальный комитет занимается и будет заниматься по многочисленным и постоянным просьбам самих казаков.

— Почти сразу после учреждения Синодального комитета Вы, его председатель, были включены в состав Совета при Президенте по делам казачества РФ и назначены председателем постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте РФ по делам казачества. Кроме того, сотрудники Синодального комитета являются членами многих совместных с органами государственной власти рабочих комиссий и групп по вопросам развития казачества. Чем вызвано такое внимание государства к теме казачества? Можете назвать причины и некоторые итоги соработничества Церкви и государства в отношении казачества?

— За последние годы руководством страны сформированы правовые и организационные основы деятельности казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и общественных объединений казаков. Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества совместно с заинтересованными органами государственной власти определены приоритеты, цели и задачи на долгосрочную перспективу. За пять лет работы Синодального комитета сложилось конструктивное и плодотворное сотрудничество с органами государственной власти по линии развития казачества.

Для реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества обновлен состав Совета, в который входят 72 человека, переформатирована деятельность его постоянных профильных и постоянных окружных комиссий, а также рабочих групп по делам казачества в субъектах Российской Федерации. В состав многих комиссий и рабочих групп в составе Совета, включающих представителей различных министерств и ведомств, входят сотрудники Синодального комитета. Круг вопросов, которые мы все вместе обсуждаем, действительно очень широк — от строительства, затем освящения храмов в рамках бессрочного межрегионального проекта «Казачьи рубежи России», участия казаков в торжественных мероприятиях и богослужениях, возглавляемых Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, до вопросов перерегистрации Уставов войсковых казачьих обществ, охранной деятельности казаков, организации Всемирных конгрессов казаков.

Напомню, что в этом году состоится V Всемирный конгресс казаков. Свою работу он начнет 14 октября, в казачий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в городе Новочеркасске Ростовской области с торжественной Литургии, которую возглавит в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе Предстоятель Русской Православной Церкви. Сейчас все заинтересованные стороны активно готовят этот крупный казачий форум.

Еще пример. На заседаниях члены Совета при Президенте РФ по делам казачества рассматривают документы, подготовленные Синодальным комитетом, — тот же, скажем, Устав православного казака или Сборник чинопоследований для казачьих обществ. Получив одобрение, наши документы обретают правовую силу и моральную поддержку со стороны государства.

Чем вызвана необходимость взаимодействия Синодального комитета и органов государственной власти, отвечающих за реализацию Стратегии развития государственной политики в отношении российского казачества? Ответ хранится в самих истоках социокультурного феномена, каким является российское казачество. Его целостный характер действительно уникален: казаки охраняли рубежи нашей Родины, в военных походах стояли за Россию и за веру православную. На протяжении веков сложился духовно-нравственный уклад повседневной культуры казаков, взаимоотношений в их семьях, системы православного воспитания детей. На территории проживания казачьих поселений казаки всегда строили храм или монастырь, что обеспечивало нормальную духовную жизнь воцерковленному человеку и его семье. Многие монастыри и храмы на Руси были построены, в том числе, трудами казачества, среди которых немало выдающихся православных деятелей, прославленных в лике святых — Патриарх Гермоген, святители Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский и другие.

В наши дни казаки не подменяют полицию или армию, они продолжают свое служение в совместных с правоохранителями рейдах по охране общественного порядка в станицах и на улицах городов, государственной границы, объектов транспортной и экологической инфраструктуры. Подчеркиваю, у казаков на генетическом уровне заложено желание нести такое служение. Они сегодня вполне реально помогают силовым структурам противостоять терроризму и наркобизнесу, вступают в ряды добровольных пожарных; с их помощью открываются десятки казачьих молодежных военно-спортивных лагерей т.д. Это форма создания гражданского общества.

— В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил несколько важных документов, подготовленных Синодальным комитетом, — Положение о Епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством, Положение о войсковом казачьем священнике, а также утвердил состав коллегии войсковых священников. Охарактеризуйте, пожалуйста, в нескольких словах значение этой работы Синодального комитета.

— В 2014 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил состав «Коллегии войсковых казачьих священников» и «Положение о Коллегии войсковых казачьих священников». Коллегия войсковых казачьих священников при Синодальном комитете — это совещательный орган Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, созданный с целью принимать согласованные решения, направленные на воцерковление и духовное окормление нашего казачества. В состав Коллегии входят войсковые священники 11 реестровых казачьих войск.

Необходимо отметить, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в 2014 году в состав Коллегии включены ответственные за духовное окормление казаков священнослужители Украины, Беларуси и Казахстана.

К компетенции Коллегии относится разработка приоритетных направлений с учетом уставных целей и задач Синодального комитета, формирование стратегии развития, определение перспектив работы и решение иных вопросов, относящихся к ведению Синодального комитета.

После утверждения «Коллегии войсковых казачьих священников» Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством было разработано и утверждено Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви «Положение о войсковом казачьем священнике». Данное положение разработано на основании Устава Русской Православной Церкви, Конституции Российской Федерации, Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года, Федеральных законов «Об обороне», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О государственной службе российского казачества». На основании Положения войсковой казачий священник координирует деятельность руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, духовников казачьих обществ и кадетских казачьих корпусов на территории деятельности войскового казачьего общества. Также на войскового священника возложены такие задачи, как духовное просвещение и окормление членов войскового казачьего общества. Это организация и проведение катехизической деятельности среди казаков с тем, чтобы искоренять из казачьей среды суеверия, предотвращать отступление от Православия, забота об утверждении их в вере, приобщение казаков, а также членов их семей к участию в богослужениях и церковных праздниках.

Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было утверждено «Положение о епархиальном отделе по взаимодействию с казачеством» в качестве рекомендательного документа для всех епархий Русской Православной Церкви. В этом Положении подробно прописаны цели и задачи отдела, касающиеся распространения в казачьих сообществах православного вероучения, а также осуществления духовно-патриотического воспитания казачьей молодежи, возрождения духовно-нравственных, культурно-исторических и семейных традиций российского казачества и т.д. Роль председателя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством в воцерковлении казаков трудно переоценить: он вместе с казачьими духовниками занимается вопросами духовного окормления, привлекает казаков к восстановлению и благоустройству церквей благочиния, к несению службы по охране церквей и поддержанию порядка при проведении массовых мероприятий. Кроме этого, сегодня руководитель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством обязан принимать самое активное участие в сфере общественно-церковных и церковно-государственных отношений, знакомить общество и представителей государственной власти с проблемами и результатами своей работы.

Работа по написанию документов была необходима для закрепления статуса священников и конкретизации задач на перспективу, на будущее, в основании которого заложен главный принцип жизни казаков «Казак без веры — не казак».

— В этом году в рамках Международных Рождественских образовательных чтений состоялась V Международная научно-практических конференций «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества». Работа казачьего направления впервые проходила в здании Правительства Москвы, а на второй день, 23 января, — в МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Что нового было в программе Синодального комитета на этот раз?

— Прежде всего, нужно сказать, что мы фиксируем стабильный рост интереса к работе казачьего направления в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Программа всех направлений XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» была весьма насыщенной. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством подготовил программу из пленарного заседания, пяти диалог-клубов, педагогической мастерской и расширенного заседания коллегии войсковых священников. На этих мероприятиях выступили более 120 участников. Впервые работу всех площадок возглавили архиереи Русской Православной Церкви, также впервые мы совместно с Министерством иностранных дел провели круглый стол «Сохранение и развитие культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества за рубежом».

Рост динамики интереса к казачьей проблематике подтверждается статистикой. Приведу красноречивые примеры.

В 2011 году на I Международной научно-практической конференции присутствовали 106 участников из 19 епархий, 23 регионов РФ, Украины, Беларуси, Киргизии, Франции, был подготовлен 51 доклад. В 2012 году во II Международной научно-практической конференции приняли участие 163 участника из 21 епархии, 28 регионов РФ, Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Италии, Канады, подготовлен 61 доклад. В 2013 году к нам на конференцию прибыли 228 человек из 31 епархии, 36 регионов РФ, Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Италии, Франции. Подготовлено 73 доклада. В 2014 году в IV конференции приняли участие 321 человек из 34 епархий, 38 регионов России, из Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Италии, США, Австралии. В конференции приняли участие шесть правящих архиереев Русской Православной Церкви. Прозвучало 121 выступление. 

В 2015 году V Международную научно-практическую конференцию мы проводили совместно с Правительством Москвы, МГУТУ им. Разумовского, Министерством иностранных дел РФ в здании Правительства Москвы. В конференции приняли участие 610 человек из 88 епархий Русской Православной Церкви, 43 регионов России. Прибыли также участники из стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Беларуси, Киргизии, Казахстана и Молдовы, Франции, Германии, Китая, Канады, Швейцарии. Среди них были семь архиереев Русской Православной Церкви и один архиерей из Русской Православной Церкви Зарубежом — архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. Подготовлено 129 докладов.

Всего за пять лет в конференциях приняли участие 1428 человек, подготовлено 432 научных доклада и практических выступлений. По итогам работы конференций издано четыре сборника общим тиражом 2150 экземпляров, которые вручались бесплатно всем участником конференций; в электронном виде размещены на интернет-сайте Синодального комитета в разделе Методические материалы.

Мы получаем много благодарностей от участников конференций, а также предложений для формирования программы следующих конференций. Считаем, что эти мероприятия позволяют накапливать и обобщать опыт по вопросам духовно-нравственного развития казачества как одной из активных и созидательных сил нашего славного Отечества. Конференции, по словам самих казаков, помогают им осознать, какую ответственность они несут сегодня — на благо Православия и России. Все участники увозили с собой бесценный опыт, новые контакты и благословение на новые дела.

— Если кратко, то 2013 год запомнился проведением I Большого съезда казачьих духовников в Москве, в Храме Христа Спасителя. В 2014 году были организованы историко-мемориальные проекты и научная конференция, посвященная 95-летию начала политики расказачивания, совместно с РГАСПИ и Правительством Москвы; форум «Социально-экономические и духовно-нравственное развитие казачества: опыт Ставропольского края» в городе Ставрополе, содержательные поездки к потомкам казаков в Германию и Францию. Чем будет отмечен 2015 год?

— Названные вами мероприятия сыграли большую роль в консолидации усилий по духовному окормлению казачества российского и зарубежного, объединили мысли и поступки многих достойных, умных, ответственных, добрых людей, наших сограждан — священников, ученых, казаков, преподавателей, представителей органов государственной власти и средств массовой информации, радеющих о казачестве, о благе для Отечества нашего. От всего сердца я благодарен всем нашим соработникам за постоянное внутреннее горение, усердие, поддержку Синодального комитета в любую минуту, когда бы мы ни обращались за советом или решительным действием, чтобы сдвинуть проблему, преодолеть возникшие трудности. За годы работы многими признано, что в Русской Православной Церкви накоплен значительный опыт взаимодействия с казачеством — духовного окормления и пастырского попечения казачьих обществ, организаций, образовательных казачьих учреждений.

Все реестровые казачьи войска окормляют войсковые священники, назначены духовники казачьих обществ и казачьих кадетских корпусов. В учебные планы духовных семинарий вводятся курсы по изучению истории и традиций казачества. В образовательных учреждениях с казачьим компонентом введен предмет «Основы православной культуры», создаются кабинеты православной культуры, разрабатывается методическое обеспечение процесса традиционного духовно-нравственного воспитания учащихся.

Большое значение для развития необходимых российскому обществу духовно-нравственных процессов имело и имеет внимание, проявленное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В приветствии участникам IV Всемирного конгресса казаков, состоявшегося в сентябре 2012 года в Новочеркасске, Его Святейшество отметил, что «казачество — православное, и именно Русская Православная Церковь, на канонической территории которой возникло это сословие, несет ответственность за его пастырское окормление по всему миру». Немногим раньше, в 2009 году, в Новочеркасске, на выездном заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества Предстоятель Русской Церкви объявил: «Я принял решение взять под особое Патриаршее водительство казачье сообщество России. На кого же опираться Церкви, как не на вас!» — сказал тогда Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к казакам.

Я убежден, что в целях содействия сохранению традиций и обычаев казаков, проживающих в разных странах, а также воспитания подрастающего поколения необходимо систематическое проведение мероприятий по популяризации духовного наследия казачества, пробуждению и укреплению интереса к своим корням и реалиям современной России. Поэтому в 2015 году мы запланировали и с Божией помощью готовим несколько значительных мероприятий. Назову лишь некоторые — IV Международный информационно-обучающий семинар «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков: опыт города-героя Новороссийска Краснодарского края», форум в Омске «Сибирь казачья», конференцию и семинары в Красноярске, в республиках Дагестан и Татарстан. Также планируется провести совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории научную конференцию и выставку к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество». Моральная поддержка и содержательное наполнение у нас имеется, а финансовые и организационно-технические вопросы мы сейчас согласовываем с представителями органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.

Работа, связанная с вопросами духовно-нравственного развития казачества, его воцерковления, особенно казачьей молодежи, сегодня как никогда востребована российским обществом, и мы намерены не снижать свой темп работы, заданный в последние два года. Также считаю обязательным составление соответствующих планов работы в год 1000-летия преставления святого князя Владимира казачьими обществами всех уровней. И о результатах этой работы казаков мы будем говорить на наших встречах.

Кроме того, в Синодальном комитете уже обсуждается программа казачьего направления следующих Международных образовательных чтений. По итогам V Международной научно-практической конференции к нам поступило много предложений, которые требуют уже сейчас детальной проработки, заказа тематических докладов заранее. Запланированы также мои поездки в Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Бишкекскую епархию Среднеазиатского митрополичьего округа.

— Говоря светским языком, сложилась надежно работающая команда под Вашим руководством, или Вы наблюдаете участки, требующие постоянной заботы?

— Пять лет назад в Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством трудились девять человек. И сегодня вместе со мной работают девять человек. Есть, конечно, сотрудники, стоявшие в начале нашего самостоятельного пути и продолжающие работать со мной по сию пору, а есть поступившие к нам два-три года назад. Кадровая ротация в любой организации процесс неизбежный, иногда чувствительный, но, в конечном счете, оптимизирующий управление. Как бы то ни было, сегодня в Синодальном комитете вместе со мной трудятся профессиональные сотрудники, почти все имеющие высшее духовное и светское образование.

В комитете были сразу созданы отделы — по взаимодействию с казачьими обществами и общественными объединениями казачества; по взаимодействию с епархиями и органами государственной власти; учебно-методический; делопроизводства; пресс-служба. Со всеми руководителями направлений я встречаюсь, даю задания, и они, в свою очередь, помимо отчетов передо мной, делятся своими идеями, акцентируют внимание на проблемные вопросы, особенно в подготовительном периоде, когда мы заняты организацией мероприятий и взаимодействуем с разными участниками. Моим помощникам интересно работать в комитете, трудиться вместе, их творческая энергия и знания сегодня особенно востребованы Церковью и обществом.

Организация мероприятий, тем более крупных, о которых мы выше говорили, стала неотъемлемой частью работы Синодального комитета. К нам проявляет интерес пресса, причем, и православная, и светская. Мы охотно идем на контакт, благо тема казачества всегда выводит разговор на высокий междисциплинарный уровень, объединяющий лучшие качества и достижения нашего народа в мирное и военное время. Это история нашей любимой Родины, научные изыскания историков казачества, потрясающая песенная культура, воинская доблесть и беспримерное мужество, традиции благочестия и укоренения в вере Православной, образованная современная казачья молодежь. Казачество способно стать полнокровным и авторитетным субъектом государственного строительства.

В числе наших постоянных и надежных партнеров — Совет при Президенте РФ по делам казачества и его председатель Александр Дмитриевич Беглов; заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Сергей Владимирович Железняк; Департамент по межрегиональному сотрудничеству, национальным отношениям и связям с религиозными организациями города Москвы во главе с Юрием Владимировичем Артюхом; руководители комитетов и депутаты Госдумы; МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) во главе с ректором Валентиной Николаевной Ивановой; Российский государственный архив социально-политической истории и его директор Андрей Константинович Сорокин; представители различных органов государственной власти, а также руководители 30 кадетских казачьих корпусов, атаманы казачьих обществ, — все они к нам расположены самым дружественным образом. Всем нашим соработникам огромная благодарность за чувство товарищества, отзывчивость и участие.

— Написаны Положения и резолюции, проведены мероприятия, намечены планы на ближайшие годы, - все это, конечно, нужная работа. Но какова самая главная задача обширной деятельности комитета?

— Церковь — это место спасения. Она, как любящая мать, прилагает заботу не только об очищении души, но и освящает все стороны жизни человека, все виды его деятельности. В Церкви люди находят и полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры. Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Апостол Павел называл Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3:15).

Церковь есть опора для христиан, и она обладает критерием для истины и является ее хранительницей. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Поэтому главная миссия Синодального комитета заключается в том, чтобы казаки, принявшие присягу перед Крестом и Евангелием, оказались в Храме, исполняли заповеди Божии и полнокровно участвовали в Таинствах святой Церкви.

В этой связи я обращаюсь ко всем казачьим священникам, на которых возложена ответственность духовного совершенствования казаков, с дерзновением и вдумчивостью относиться к своему пастырскому служению, чтобы тем самым оправдать свое призвание.

Пресс-служба Синодального комитета по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами